Аффилиация: описание, виды, мотивация аффилиации

Аффилиация проявляется в процессе межличностного взаимодействия. Особенно ярко она прослеживается в доверительных близких отношениях. В основе этого феномена лежат симпатия, мотивация, доверие, понимание и легкость.
Но что же это за феномен такой – аффилиация?

Определение понятия

что такое аффилиация

Аффилиация – это потребность человека быть принятым в референтную группу, основанная на его стремлении к установлению доверительных близких отношений с другими людьми. Это обусловлено тем, что человек является социальным существом. Аффилиация в психологии характеризуется взаимным расположением и безусловным принятием, возникающим в процессе взаимодействия двух и более индивидов.

Наличие межличностной психологической привязанности помогает человеку легче переносить трудные жизненные ситуации и бороться со стрессом. Если по каким-то причинам человеку не удается удовлетворить свою потребность в том, чтобы произвести хорошее впечатление, он становится отчужденным, страдает от одиночества, впадает в депрессию.

Психологи уверены, что такое социальное явление, как аффилиация произрастает из особенностей детско-родительских отношений и структуры семейной системы, так как модель взаимодействия с родителями внутри семьи ребенок копирует. В дальнейшем она реализуется в процессе сотрудничества со сверстниками. Взрослый человек, проявляя расчетливость, посредством стремления быть привлекательным старается удовлетворить ожидания своих спонсоров и работодателей.

Виды

виды аффилиации

Аффилиация проявляется в общении, в дружбе, в любви. В обществе можно наблюдать 2 вида этого феномена: высокую и низкую аффилиацию.

Люди с высоким уровнем выраженности желания нравиться, как правило, экстраверты. Они стремятся к общению, ведут активный образ жизни.

Главными характеристиками их психологической структуры являются ранимость, чувствительность, сензитивность. Им свойственно советоваться с друзьями по любому пустяку, звонить без повода. Такие личности любят ходить в гости и принимать гостей у себя дома. Таких индивидов увлекает не содержательная сторона событий и сюжетная линия, а их эмоциональная основа. Часто такие личности бывают зависимы от чужого мнения, болезненно воспринимают критику в свой адрес.

Читайте также  Эффект свидетеля: причины равнодушия толпы

Люди с низкой аффилиацией тяготеют к одиночеству, философствованию. Это не означает, что им чуждо общение. У таких людей тоже есть друзья, но их мало. Это обусловлено интровертированностью их натуры. Конструкт их личности базируется на уравновешенности, самодостаточности, спокойствии, ригидности, стрессоустойчивости. Общению с живым человеком люди с низким стремлением произвести хорошее впечатление предпочитают книги. Вместо того, чтобы обсуждать проблемы с другом, они пишут мемуары. Для них крайне важно личное пространство, в некоторых случаях они болезненно реагируют на попытки окружающих нарушить психологические границы в общении. В диалогах они устают от эмоциональных всплесков партнеров по общению, им важнее факты, логика, а не эмоции. К критическим замечаниям такие личности относятся спокойно, из ошибок извлекают ценный опыт на будущее.

Конечно, выделение данных видов аффилиации достаточно условно, потому что в повседневной жизни поведение человека определяется не только особенностями его психики, но и конкретной ситуацией.

Мотивация аффилиации

Мотив аффилиации лежит в основе зарождения или прекращения межличностного взаимодействия. Он объясняется психологическим сближением или отделением людей в процессе взаимного познания друг друга, стремлением людей к самоутверждению.

Мотивация общения проявляется в стремлении человека выстраивать доброжелательные отношения с окружающими. Внешне такая разновидность мотивации выражается в способности к сотрудничеству, психологической привязанности, интимно-личностной связи. Особенно ярко мотивы коммуникации проявляются в любовных отношениях.

Степень выраженности аффилиационного мотива зависит от стиля детско-родительских отношений и от социального опыта индивида. При демократическом стиле воспитания у детей формируются такие качества, как социальная смелость, открытость, самодостаточность, коммуникативность, социальная привлекательность, эмоциональная стабильность.

Люди с высокой мотивацией общения располагают к себе, имеют высокий социально-психологический статус в коллективе. Для большинства членов малой социальной группы при решении спорных вопросов их мнение является авторитетным.

Полной противоположностью мотива аффилиации является мотив отвергания. Он выражается в опасениях индивида быть неуспешным в процессе межличностной коммуникации, стать изгоем в коллективе. Если у человека доминирует мотив отвергания, в процессе общения это будет проявляться в виде скованности, тревожности, психологического напряжения, низкой самооценки и неуверенности в себе.

Читайте также  Сократовский диалог — способ получения желаемого

Потребность и цели аффилиации

цели аффилиации

Потребность в аффилиации преследует разные цели:

  • произвести положительное впечатление на собеседника во время социальной перцепции;
  • заявление о намерении поддерживать длительное общение;
  • выражение симпатии к партнеру по общению;
  • поиск любви, психологической поддержки;
  • занять лидирующее положение в коллективе;
  • принятие себя;
  • доминировать в любовных отношениях;
  • получить помощь от конкретного человека;
  • опасение быть отвергнутым;
  • выгодно представить себя в процессе управления учреждениями, предприятиями и другими социальными объектами.

Примеры аффилиации из моей жизни

Понятными примерами аффилиации могут служить:

  1. Кокетство. Желая понравиться молодому человеку, девушка кокетничает: демонстрирует запястья во время общения, поправляет прическу.
  2. Активное слушание. Желая выразить симпатию к собеседнику, укрепить психологическую связь, во время разговора человек использует технику активного слушания: задает уточняющие вопросы, перефразирует слова собеседника, кивает. Мимикой и жестами человек показывает свою внимательность, готовность продолжать общение.
  3. Совместная игра детей. Дети, выражая симпатии к партнеру по игре, охотно делятся игрушками, предлагают вместе поиграть. Этими действиями они пытаются произвести впечатление на другого ребенка, завоевать его расположение.

Заключение

Таким образом, аффилиация – это стремление понравиться кому-либо. Степень выраженности этого желания варьируется в зависимости от внешних обстоятельств.

Желание понравиться является неотъемлемой частью межличностных отношений. Как правило, самые высокие его показатели наблюдаются в момент первой встречи, при работе в команде, а также при возникновении стрессовой ситуации, в которой человек надеется получить помощь и поддержку со стороны близких.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector