Содержание
Замечали ли вы, как при просмотре фильма легко переноситесь из одной локации в другую? Как находите взаимосвязь между двумя рассказанными в фильме историями? Все это – чудеса монтажа. Связанные с ними исследования привели к появлению «эффекта Кулешова». Согласно ему, с помощью правильно смонтированных кадров можно манипулировать человеческим сознанием. Так ли это?
Суть эксперимента
Автор занимательного исследования – советский режиссер Лев Кулешов. Его цель – выяснить, является ли кино и кинематограф в целом искусством.
В 1917 году Кулешов высказал интересное мнение. По его словам, для создания картины режиссеру нужно собрать воедино никак не связанные между собой отдельные моменты. В результате они должны находиться в выгодной, цельной и ритмичной последовательности. Для наглядности он привел пример ребенка, который из отдельных разбросанных кубиков составляет слово или даже предложение.
В 1929 году в книге «Искусство кино» были описаны проведенные Кулешовым опыты. С их помощью он объяснил основные функции монтажа художественных фильмов.
Географический эксперимент
Зрителю показывали всего 6 кадров:
- Известная в те времена актриса Хохлова неспешно прогуливается на Петровке.
- Актер Оболенский, улыбаясь, идет вдоль Москвы-реки навстречу Хохловой.
- Актеры встречаются возле памятника Николаю Гоголю.
- Этот кадр демонстрирует Белый дом, находящийся в Вашингтоне.
- Оболенский и Хохлова уходят по Пречистенскому бульвару.
- По ступенькам актеры заходят в храм Христа Спасителя.
Кажется, ничего необычного здесь нет. Перед зрителями предстает единое пространство, цельная картина происходящего. Но есть одно но. Практически все зрители сказали, что артисты вошли в Белый дом.
Эффект Кулешова
Главный герой исследования – актер Иван Мозжухин. Зрителям последовательно показали 3 кадра:
- тарелка с супом;
- умерший ребенок;
- красивая девушка на диване.
Между ними показывали лицо артиста с одним и тем же неизменным выражением. Но испытуемые каждый раз видели совершенно разные эмоции. В случае с едой им казалось, что мужчина на экране очень голоден. Потом они думали, что его взгляд выражает скорбь по мертвому малышу, лежащему в гробу. И в третьем случае зрители считали, что он грустит по возлюбленной.
Эффект Кулешова четко прослеживается и на другом примере. И здесь также сложно определить, что чувствует актер.
Итак, сценарист придумал такую ситуацию. Человек в кадре читает только что полученное письмо. В следующее мгновение зрители видят написанное. Это сообщение об том, что любимая изменяет герою. Далее на экране снова появляется лицо. На этот раз крупным планом. На нем отображаются глубокие переживания.
По мнению Кулешова, если поменять лица актеров местами, переживания будут восприниматься так же, как если бы они шли в правильной последовательности.
Что показали исследования
Эффект Кулешова показывает, что чаще всего эмоции на лице актера не зависят от вызвавших их причин. Секрет томных взглядов в камеру заключается в грамотном использовании технологий и монтажа.
Эмоциональность актеров, конечно, тоже важна. Но одна и та же реакция может быть на разные обстоятельства. Для примера вспомните фильм «Покровские ворота». Там есть момент, когда герой Михаила Козакова, Костик, грустно смотрит куда-то вдаль. Это происходит в начале фильма, поэтому понять причину грусти практически невозможно. Это может быть что угодно. Все зависит от кадрового монтажа, последовательности картинок.
Другие исследования
1920-е годы по праву считаются золотой эпохой для кинематографа. Такого прорыва больше не было за всю его историю. В тот период проводилось множество экспериментов, доказывающих, что с помощью монтажа можно влиять на восприятие той или иной картины зрителем.
Один из примеров – «монтаж аттракционов» Эйзенштейна. Суть заключается в следующем: при сближении двух отдельных кадров им нужно придавать некий третий, тайный смысл. Это поможет создать метафору, передать главную идею без ее отображения. Она появится в сознании зрителей как итог столкновения двух картинок.
Не остался в стороне и Альфред Хичкок. В снятых им видеороликах видно, как с помощью монтажа можно превратить ничем не примечательного пожилого мужчину из доброго улыбающегося человека в извращенца. Его лицо при этом не меняется.
Интересно, что Эйзенштейн продолжал экспериментировать. Он создал теорию, согласно которой в фильме не должно быть главных и второстепенных героев, выраженного сюжета. Задача же режиссера при этом – правильно использовать монтаж. Правда, эта теория не нашла применения. Съемки фильма «Бежин луг» закрыли еще до их окончания из-за усложненности.
Особенности зрительского восприятия
Эффект Кулешова поставил кинематографистов перед небольшой проблемой. С одной стороны, опыты доказали, что зрительским восприятием легко манипулировать. Достаточно правильно выстроить последовательность кадров. Но с другой стороны, можно ошибиться с ожиданиями людей.
То, как будут идти сцены в фильме, определяется еще на уровне построения сценария. Все переходы согласовываются между собой, дополняют друг друга, уточняют. Это и есть монтаж. Во времена Кулешова он осуществлялся 2 способами:
- Команда снимала отдельные сцены. После из отснятого материала выбирали лучшие моменты в актерской игре, смене декораций, движении предметов.
- Отснятые сцены проявляли и печатали. После их собирали по сценарию или в литературной последовательности.
Сейчас процесс не сильно изменился. Поэтому возникают те же вопросы, которыми задавался Кулешов: где же искусство кинематографа? Ответить на него так никто и не смог.
Заключение
Эффект Кулешова раскрывает тайны кинематографа. Известный в прошлом столетии режиссер выяснил, что с помощью обычного монтажа можно влиять на подсознание зрителей. В итоге восприятие картины будет зависеть не от сюжета, а от того, в какой последовательности кадры сменяют друг друга.