Содержание
Мир полон иллюзий: слуховые, зрительные, тактильные, а среди них и феномен Баадера-Майнхоф. Натыкаться на них волнительно, а иногда даже страшно. И если профессиональные иллюзионисты легко могут объяснить свои фокусы, то с практическим «волшебством» так просто не разобраться.
Знаете ли вы что-нибудь о мадагаскарских лемурах? Или о сортах арбузов? Стоит изучить новую информацию, как она начинает мельтешить повсюду. Стоит подумать о забытом товарище, как он дает о себе знать. Если вы сталкивались с проявлениями «бытовой магии», значит, попали под действие феномена Баадера-Майнхоф.
Как объясняется феномен
Если углубиться в изучение явления, можно даже понять смысл сложных терминов, которыми он объясняется. На практике же все просто. Встретить за малый промежуток времени упоминания об одном и том же предмете (информации, человеке, явлении) в разных источниках, значит, испытать на себе действие иллюзии частотности.
Феномен Баадера-Майнхоф – способ доказать свою правоту на подсознательном уровне. Скажем, один человек любит красные автомобили, а другой черные самокаты. Подсознание будет работать таким образом, что при равных условиях эти люди заметят скорее те объекты, которые им больше нравятся.
Так же это работает и с новой информацией. Стоит узнать интересный факт, как тут же подвернется случай применить эти знания. Избирательное внимание фиксирует факты, слова, имена, после чего выхватывает их отовсюду.
Чем вредна иллюзия частотности
Феномен Баадер-Майнхоф или иначе иллюзия частотности – что это на практике? Обыденность или сигнал? Информация, которая встречается повсюду, на самом деле не несет никакой ценности. Это лишь иллюзия, способная заставить человека поверить в мистическое вмешательство.
Исследователи феномена Баадера-Майнхоф пришли к выводу, что он влияет на принятие решений. Выглядит это так: на протяжении нескольких дней вам повсюду встречаются люди с ананасами, ананасы на фотографиях, разговоры об ананасах. И вот вы выходите из магазина с ананасом в руках, даже не вспомнив о том, что никогда не любили этот фрукт.
Мозг быстро реагирует на поступающую информацию, но не всегда успевает обработать факты. По этой причине дело и завершается покупкой ананаса, который изначально был не нужен.
Практическая значимость феномена
Феномен Баадера-Майнхоф – это лишь игра подсознания. Совпадения, даже часто встречающиеся, остаются простыми совпадениями. Но иллюзию частотности стараются применять на практике: в маркетинге, чтобы повысить интерес покупателей к товарам.
Рекламу размещают на афишах, радио и телевидении, а результат не заставляет себя долго ждать. Постоянное упоминание о чем-либо провоцирует интерес к теме, поэтому и у этого явления имеется практическая значимость.
Кстати, история происхождения названия напрямую связана с действием явления. Оно носит имена двух лидеров немецкой террористической организации, существовавшей во второй половине прошлого века. Информация об Андреасе Баадер и Ульрике Майнхоф за короткое время несколько раз встретилась некому человеку, о чем он и сообщил в процессе обсуждения газеты St. Paul Pioneer Press. Так иллюзия частотности получила название феномена Баадера-Майнхоф.
Заключение
Явления, связанные с восприятием, всегда интересны. Иллюзии делают жизнь ярче и насыщеннее, заставляя человека впитывать новые знания. Когнитивная ошибка восприятия информации говорит лишь об избирательности внимания. Новые данные становятся приоритетными, в результате чего мозг проявляет к ним больший интерес.
Возможно, после прочтения статьи иллюзия частотности Баадера-Майнхоф начнет «преследовать» читателя. Но теперь мы точно знаем, что никакой ценности это не несет. Помните, что совпадения – это лишь избирательность работы мозга.