Прием 6 шляп критического мышления

Прием шесть шляп – это метод критического мышления, который позволяет взглянуть на проблемный вопрос с шести разных сторон. Он подходит для индивидуальной и групповой работы, для малышей и подростков, для детей с различными индивидуально-психологическими особенностями. Применяется как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности, когда необходимо решить спорный вопрос. Часто в школе и детском саду проводятся воспитательные занятия с применением метода «шесть шляп».

Суть приема «шесть шляп»

суть приема шести шляп

Прием«шесть шляп мышления» похож на ролевую игру, задача участников которой – посмотреть на проблему с разных позиций. Его создатель, Эдвард де Боно, предложил разделить процесс обдумывания проблемной ситуации на шесть режимов для того, чтобы упорядочить его у одного человека или сразу группы людей. В результате проделанной работы возникает свежее творческое решение спорного вопроса. Так, суть метода заключается в том, что тот, кто в данный момент обдумывает вопрос, мысленно (для подростков и взрослых) или реально (для малышей и начальной школы) надевает на себя головной убор одного из 6 цветов, представленных ниже. Каждая из этих шляп побуждает человека мыслить с определенной позиции:

  1. Белая шляпа отвечает за факты и вводную информацию.
  2. Синяя – побуждает мыслителя к координации деятельности в группе
  3. Красная – позволяет своему пользователю быть чувствительным и эмоциональным.
  4. Желтая – поддерживающая, вселяет оптимизм и надежду на благоприятный исход проблемы.
  5. Черная – позволяет мыслителю высказывать свои опасения и предупреждать о рисках.
  6. Зеленая – это шляпа творческого человека, который ищет креативные пути выхода из ситуации.
Читайте также  Как избавиться от мнительности и тревожности

Как использовать прием «шесть шляп» мышления на уроках

На уроках часто возникают ситуации, которые вызывают много споров. Чаще всего это уроки окружающего мира, обществознания, истории и литературы. Для того, чтобы разрешить противоречия, иногда используется прием «шесть шляп критического мышления». Можно распределить детей так, как они желают, например, тем, кто основывает свои предположения на эмоциях, выдать красные шляпы. А можно предложить им же «примерить» противоположные роли, например, белые шапочки, чтобы они учились отодвигать эмоции в сторону и оперировать только фактами.

Перед обсуждением необходимо обговорить основные правила: не перебивать других, внимательно слушать, а главное – стараться оставаться в соответствующем образе, который определяет способы мышления, и не менять его до окончания игры.

После обсуждений учитель организует рефлексию. Здесь необходимо дать высказаться каждому: было ли трудно, что понравилось или не понравилось, какие выводы для себя сделали, к какому решению пришли.

Алгоритм работы с приемом

Алгоритм приема шести шляп критического мышления можно представить следующим образом:

  1. Постановка проблемной ситуации.
  2. Распределение цветов «головных уборов». Это можно делать разными способами: по желанию, с помощью жеребьевки, с помощью случайного или намеренного разделения на группы по особенностям мышления.
  3. Подготовка в группах общей точки зрения по вопросу с учетом назначенных ролей.
  4. Озвучивание и обсуждение получившихся предположений.
  5. Подведение итогов обсуждения.
  6. Рефлексия.

Пример использования приема шести шляп мышления

Пример использования приема шести шляп мышления на уроке

На уроке чтения в начальной школе можно потренироваться в использовании приема шести шляп на простой сказке «Колобок». Здесь будет немного иное значение цветов, но в этом возрасте главная задача детей – понять суть. Например, все, кому достался зеленый цвет, должны проявить фантазию, а кто оказался в белом – раздобыть как можно больше фактов. Так, детям дается задание рассказать сказку «Колобок» по-новому. А дальше идет распределение по группам:

  • Шляпа белого цвета предполагает деловой разговор с большим количеством терминов, определений и фактов. Например: «Колобок – это круглое хлебобулочное изделие, приготовленное из муки, масла и сметаны».
  • Желтого – отвечает за художественную речь, как будто рассказывает сказку, приводя большое количество эпитетов и сравнений. Например: «Колобок был румяный, красивый, ароматный! А как пел – заслушаешься, совсем как соловей!»
  • Человек в шляпе черного цвета рассказывает страшные истории или сказки. Например: «Раскрыла лиса рот, а там огромные острые зубы! У Колобка побежали мурашки по телу, и он громко закричал от ужаса!»
  • Красного – побуждает человека к чувственному повествованию, возможно, даже к написанию стихов. Например:
Читайте также  Стэнфордский тюремный эксперимент: суть, выводы

Колобок – румяный бок,

Катится – старается,

Вот, запрыгнул на пенек,

А Лиса – кусается!

  • Зеленого – позволяет мыслителю пофантазировать. Например: «Не глуп был Колобок. Не стал прыгать лисе на нос, а покатился от нее, как и от всех остальных! Катается он теперь по всей планете и ищет свое истинное предназначение».
  • Синий цвет – это нейтральная группа и она представляет собой жюри.

Мои советы по использованию приема

Для применения метода критического мышления «Шесть шляп» можно дать несколько рекомендаций:

  1. Начинать знакомство с методом лучше всего с простых задачек, чтобы дети могли понять правила игры и запомнить роли каждого из цветов.
  2. В дошкольном возрасте и в начальной школе метод лучше использовать в игровой форме, а для цветов предлагать более простые значения.
  3. Лучше, если разделять детей на группы в детском саду и начальной школе будет учитель, а при повторном использовании метода – менять группы местами, давая детям возможность побыть в разных ролях.
  4. Для подростков и старших классов можно предложить распределение на группы по жребию или по желанию.
  5. Перед обсуждением обязательно проговорить и записать правила общения в течение игры, чтобы не возникало лишних споров и ссор.
  6. Обсуждение должно быть организованным: учитель руководит процессом, предлагая высказаться той или иной группе и предотвращая конфликты.
  7. На этапе рефлексии нужно постараться дать возможность высказаться каждому из участников.

Заключение

Развитие критического мышления с помощью метода «шесть шляп» помогает детям научиться самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения, смотреть на проблемные ситуации с разных сторон. Метод можно применять с разными категориями детей, в рамках разных уроков и ситуаций. Главное – правильно организовать процесс, чтобы обучающиеся или воспитанники смогли высказаться и выслушать друг друга, а не превратили занятие в бесконечные споры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector