Метод фокальных объектов: суть, преимущества и недостатки

Метод фокальных объектов позволяет посмотреть на привычную ситуацию через призму характеристик посторонних предметов. Это отличная возможность раздвинуть рамки сознания, научиться мыслить креативно, решать проблемы нестандартными, но при этом эффективными способами. В чем же сущность метода фокальных объектов? Чем еще он полезен взрослым и детям?

Как работает метод

как работает метод фокальных обьектов

Объяснить значение метода фокальных объектов (МФО) просто. Это процесс поиска идей, характеристик одного предмета путем переноса на него свойств другого. Причем последний определяется случайным образом. У техники есть второе название — метод случайных объектов.

Первым об МФО в 1926 рассказал Ф. Кунце, профессор Берлинского университета. В 1958 году появился термин «фокальные объекты». Его использовал Ч. Вайтинг, говоря о переносе характеристик при совершенствовании какого-либо предмета. Похожую технику предложил Эдвард де Боно, специализирующийся в области латерального мышления.

Изначально техника призвана победить ограниченность мышления. Ее главная цель – научить находить идеи, необычные, возможно, нестандартные решения. Перенесение характеристик других объектов порой подталкивает к абсурдным мыслям. Но это отличная возможность посмотреть на ситуацию со стороны.

МФО активно применяется педагогами. Он подходит для развития воображения, фантазии у маленьких детей и школьников.

Достоинства

У МФО есть масса преимуществ:

  1. Универсальность. Вы можете применять МФО для решения любых задач, будь то повышение продаж, усовершенствование продукции или даже написание текстов.
  2. Простота в освоении, возможность использовать всю свою фантазию, воображение.
  3. Использование случайных сравнений помогает прийти к нестандартным, уникальным решениям.
  4. Новые свойства и характеристики, перенесенные на объект, позволяют увидеть его в новом свете.
Читайте также  Зона ближнего и актуального развития

Другим несомненным достоинством является развитие способности мыслить нестандартно.

Недостатки

Из недостатков особо выделяются:

  1. Невозможность использовать при решении сложных задач.
  2. Метод фокальных объектов не раскрывает суть проблемы.
  3. Эффективность зависит от того, насколько у человека развито воображение, умеет ли он сопоставлять случайные, не связанные друг с другом понятия.

И еще. Эта техника не предполагает оценку полученных решений и идей на соответствие каким-либо правилам, критериям. Поэтому нет гарантии, что они подойдут к вашей ситуации.

План действий

нахождение в газете 3 случайных понятия

На практике разработка изделия на основе метода фокальных объектов выглядит примерно так:

  1. Выберите объект МФО. Пусть это будет предмет, который вы хотите улучшить.
  2. Возьмите газету, книгу, энциклопедию. Найдите минимум 3 максимум 5 случайных понятий, коренным образом отличающихся от вашего.
  3. Выпишите свойства. Перенесите их на исходный объект.
  4. Поиграйте в ассоциации. Обдумайте полученные варианты.

Осталось только оценить эффективность и целесообразность применения полученных решений в жизни.

Пример применения МФО на практике

фонарик

Давайте усовершенствуем, к примеру, фонарик. Для этого выберем 3 случайных объекта: очки, парашют, валенки. Выделим их свойства:

  1. Очки защищают от солнца, модный аксессуар.
  2. Парашют раскрывается, прочный, надежный, разноцветный.
  3. Валенки теплые, мягкие, элемент деревенского стиля.

Теперь перенесем эти свойства на фонарик:

  • солнечный, защитный, модный;
  • раскрывающийся, разноцветный, прочный и надежный;
  • теплый, мягкий, деревенский.

Какие-то несуразные словосочетания, не так ли? Но давайте подумаем, как их можно использовать для создания новых идей методом фокальных объектов:

  • фонарик заряжается от солнца;
  • используется украшение, например, в виде кулона;
  • фонарик — мягкая игрушка;
  • складной фонарик;
  • с несколькими разноцветными фильтрами;
  • с защитой от механических повреждений, противоударный.
Так с помощью никак не связанных между собой слов получилось создать несколько интересных идей по улучшению характеристик обычного фонарика. Также появились необычные способы его применения (украшение, игрушка).

Примеры метода фокальных объектов для школьников и маленьких детей

Примеры метода фокальных объектов для школьников

Как сказано выше, с помощью этой техники педагоги развивают у детей воображение. Есть несколько интересных задач:

  1. Детям от 4 лет понравится игра «Путаница». Ведущий называет 4 вещи с нехарактерными для них описаниями. Например, заостренный тигр или полосатый карандаш. Дети ищут правильные свойства.
  2. Еще один пример – «Объяснялки». Нужно взять 2 стопки карточек. В первой – какие-либо предметы. Во второй – прилагательные. Ребенок берет по одной карточке из каждой стопки. После объясняет, как выбранное свойство сочетается с первой карточкой. Игра подходит для детей 5 лет, а также младшего школьного возраста.
  3. «Отгадай секрет». Ведущий выбирает непривычное описание вещи. Участники говорят, откуда взялась характеристика, как она связана с предметом. Для примера можно привести словосочетание «мохнатая книга». Участникам нужно рассказать, где ведущий взял такое свойство. Может быть, это собака или медведь. С 4 до 5,5 лет игру должен вести взрослый. С 5, 5 и старше ведущего выбирают из числа детей.
Читайте также  Гордость и гордыня – в чем разница. Как избавиться от гордыни

Подобные занятия учат детей разного возраста строить свои собственные гипотезы, изучать свойства, сверять их с реальностью.

Рекомендации по применению МФО

Эффективность метода зависит от многих факторов. Для получения максимально подходящих для вашей ситуации решений следуйте ряду советов:

  1. Случайные предметы лучше брать из разных, не похожих друг на друга сфер. Также они не должны иметь отношение к исходному объекту.
  2. Не используйте эпитеты и описания, которые применяются к любым предметам. Пример – слова яркий, удобный, прекрасный и т.д.
  3. Для эксперимента возьмите характеристики, которые есть не всегда, а лишь в определенные промежутки времени. Например, дверь бывает покосившейся, собака спящей, лицо уставшим.

Перенося свойства, развивайте идею до тех пор, пока не придете к нужному решению. Пусть даже сразу оно вам покажется нелепым.

Заключение

Иногда перед нами стоят непростые задачи, требующие нестандартного подхода. Метод фокальных объектов – то, что нужно. Попробуйте посмотреть на изделие или ситуацию с другой стороны, применить свойства окружающих предметов. А после развивайте цепочку до тех пор, пока не получите наиболее подходящее решение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector