Ассертивное поведение – что это за стиль в психологии

Ассертивность – это способность человека вежливо отстаивать свои взгляды и мнение, быть сдержанным, но настойчивым. Умение отстоять свое мнение – это очень ценный социально-коммуникативный и психологический навык. Ассертивные убедительные модели подходят для управленческого поведения на производстве, а также они полезны в повседневной жизни, спорте. Давайте разберем подробнее, что такое ассертивность в психологии, дадим определение понятию и узнаем правила ассертивного типа поведения.

Определение понятия

ассертивное поведение

Ассертивность – что это такое? Название образовано от английского «to assert», что переводится как «настаивать на своем», «заявлять». Ассертивность – это способность настаивать на своем без агрессии. Ассертивный человек не принижает мнение собеседника, но и не жертвует своими интересами.

Ассертивное поведение в психологии – это позитивное, искреннее и доступное объяснение своих мыслей, отстаивание личных границ, интересов, прав, мнения, чувств, мировоззрения. При этом человек уважает и учитывает личные границы, интересы, права, мнения, чувства, мировоззрение других людей. Ассертивное поведение предполагает открытость человека и его стремление побудить других к тому же, замотивировать на позитивное взаимодействие.

Если вам нужно проиллюстрировать кому-то принципы ассертивного поведения своими личными примерами, но ничего подходящего не приходит на ум, то можно воспользоваться известным диалогом профессора Преображенского и Вяземской из произведения «Собачье сердце»:

«— Хочу предложить вам,— тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов,— взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.

— Нет, не возьму,— кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.

Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.

— Почему же вы отказываетесь?

— Не хочу.

— Вы не сочувствуете детям Германии?

— Сочувствую.

— Жалеете по полтиннику?

— Нет.

— Так почему же?

— Не хочу.

Помолчали.

— Знаете ли, профессор,— заговорила девушка, тяжело вздохнув,— если бы вы не были европейским светилом и за вас не заступались бы самым возмутительным образом (блондин дернул ее за край куртки, но она отмахнулась) лица, которых, я уверена, мы еще разъясним, вас следовало бы арестовать.

— А за что? — с любопытством спросил Филипп Филиппович.

— Вы ненавистник пролетариата! — гордо сказала женщина.

— Да, я не люблю пролетариата,— печально согласился Филипп Филиппович и нажал кнопку. Где-то прозвенело. Открылась дверь в коридор.

— Зина,— крикнул Филипп Филиппович,— подавай обед. Вы позволите, господа?

Четверо молча вышли из кабинета, молча прошли приемную, молча переднюю и слышно было, как за ними закрылась тяжело и звучно парадная дверь».

Важно! Ассертивный человек умеет отстаивать свою точку зрения, не нарушая права других людей и не пренебрегая их интересами.

Признаки

выражение благодарности другим людям

Каким видам взаимодействия предлагает альтернативу ассертивное поведение? Ассертивность – это золотая середина между агрессивностью и пассивностью. Ассертивный стиль поведения основан на сдержанности, уважении и самоуважении, сотрудничестве.

Читайте также  Эннеаграмма личности: тест на определение эннеатипа

К признакам ассертивного поведения относятся:

  • открытое выражение мыслей, чувств, эмоций;
  • поощрение других людей делать то же самое;
  • учет мнения других людей и адекватное реагирование на это независимо от того, согласен человек с мнением оппонента или нет;
  • осознание и принятие не только своих прав, но и обязанностей;
  • способность делегировать поручения;
  • выражение благодарности другим людям;
  • умение признавать свои ошибки и извиняться за это;
  • способность в любой ситуации сохранять самообладание и разговаривать с другими людьми на равных.

Навыки ассертивного поведения

С.В. Ковалев

Навыки ассертивного поведения по С.В. Ковалеву:

  • принятие ответственности за свое поведение;
  • самоуважение и уважение;
  • искренность, честность и прямота;
  • умение слушать и понимать;
  • уверенность и способность демонстрировать позитивную установку.

Ассертивность помогает бороться с навязчивостью соседей и продавцов, наглостью начальника и других людей, пытающихся сесть на шею. Однако не все люди могут стойко отстаивать свое мнение, без лишних объяснений и оправданий говорить «не хочу», «мне это не нужно» и т.д. От чего это зависит? От особенностей личности.

Что мешает формированию навыков ассертивности

Ассертивность тесно связана с уверенностью, адекватной самооценкой, самоуважением, чувством собственного достоинства, эмпатией. Если этих качеств недостает, то человек не может проявлять адекватную настойчивость. Почему так происходит? Все дело в семейном воспитании: кого-то родители научили вести переговоры, добиваться своего, а кого-то приучили быть послушным, то есть пассивным и удобным.

Интересно! Чем чаще человек обращается к ассертивному поведению, тем стабильнее его самооценка и больше самоуважение. Чем чаще человек уступает, жертвует собой, тем ниже его самооценка.

Правила ассертивного поведения

просить о помощи

По большому счету правило ассертивности только одно: нужно помнить, что у всех людей есть равные права. Вот они:

  • право выражать чувства и эмоции;
  • право выражать мнение и убеждения;
  • право соглашаться и не соглашаться;
  • право менять свое мнение;
  • право признать свою ошибку и некомпетентность («Я не понимаю»);
  • право быть собой и не угождать другим;
  • право не брать на себя чужую ответственность (вы отвечаете только за свои слова и поступки);
  • право просить о помощи;
  • право расставлять приоритеты;
  • право быть выслушанным и замеченным;
  • право сказать «Мне все равно», если это действительно так (не ради отмазки и не из-за страха);
  • право быть счастливым и несчастным, успешным и неуспешным и т.д. (мы сами выбираем свой путь);
  • право быть нелогичным в решениях (вы не обязаны объяснять другим людям каждый свой шаг).
Читайте также  Что такое эмпатия и зачем она нужна?

На основе этих прав американский психолог Мануэль Смит разработал такие правила ассертивного общения и поведения (модели ассертивного и блокирующего поведения):

  1. Самостоятельно оценивать свое поведение, мысли и чувства, отвечать за последствия. Только вы сами можете ругать или хвалить себя, никто другой не имеет права оценивать вашу жизнь.
  2. Не извиняться и не объяснять мотивы своих поступков. Вы можете сделать это, если хотите, но не обязаны.
  3. Самостоятельно решать, несете ли вы ответственность за проблемы других людей, и если да, то в какой степени.
  4. Разрешить себе ошибаться и менять точку зрения. Это не делает вас плохим человеком, наоборот, это показывает вас с лучшей стороны, свидетельствует о развитии личности.
  5. Признать тот факт, что вы можете чего-то не знать, что у вас может не быть ответа на конкретный вопрос. И уметь признаться в этом. Всегда можно сказать: «Мне нужно уточнить», «Мне нужно подумать», «Мне нужно проконсультироваться».
  6. Быть независимым от чужого мнения. Если кто-то считает вас плохим человеком – это не означает, что вы плохой.
  7. Осознать, что вы можете не понимать других людей, и уметь признаться в этом. Вы не обязаны додумывать, догадываться, пытаться прочитать чьи-то мысли.
  8. Уметь сказать «Мне это не интересно». Вы не обязаны разбираться во всем и интересоваться всем.

Если вы не знаете, как развить в себе ассертивность, то просто следуйте этим правилам. Кроме этого, развивать ассертивность помогают специальные техники.

Техники ассертивности

Невозмутимость

Что делать, если ваш собеседник ведет себя агрессивно? Воспользоваться одной из техник ассертивного поведения:

  1. Невозмутимость. Продолжайте настаивать на своем и сохранять спокойный тон, но вместе с этим говорите чуть тише и медленнее.
  2. Уход от ответа. Речь идет о тех ситуациях, когда на вас обрушились грубые вопросы типа такого: «У вас совсем мозгов нет?». Не оправдывайтесь. Скажите, что перепроверите все еще раз и попросите назвать больше конкретики. Если собеседник ведет себя совсем неадекватно, то можно посмотреть ему в глаза, промолчать и уйти.
  3. Повторение. Если собеседник не реагирует на ваши аргументы, то нужно повторять одну и ту же фразу, не меняя формулировки. Эта техника подходит для борьбы с настырными оппонентами.
  4. Строгое определение границ. Если собеседник задает нескромный вопрос, то можно прямо сказать, что это ваша личная жизнь, она не касается других. Вместе с этим можно сменить тему или задать столь же нескромный вопрос.

Это основные приемы из ассертивной психологии.

Как научиться ассертивному поведению: мои рекомендации

человек говорит о том что думает

Как же развить ассертивность в себе? Чтобы научиться ассертивному поведению, нужно понять его суть и структуру:

  1. Человек прямо говорит, что он думает и что он чувствует. Например: «Я разочарован. Мне кажется, что ты специально провоцируешь меня». В то же время он интересуется мнением оппонента: «Возможно, мне кажется. Расскажи, пожалуйста, как ты видишь эту ситуацию, что думаешь по этому поводу». То есть человек готов оценить свою и чужую позицию, хочет разобраться в сути проблемы, готов к компромиссу.
  2. В то же время он прямо и косвенно сообщает: «Я не позволю манипулировать собой, унижать, оскорблять, подавлять себя. Но и сам я буду уважать тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты и есть, и прошу того же».
  3. Коммуникация происходит с позиции «взрослый – взрослый». Все мысли излагаются четко и прямо. Никаких скрытых смыслов и уходов от проблемы.
Читайте также  Синдром взрывающейся головы: симптомы и лечение

Помните о вербальных и невербальных инструментах взаимодействия, ассертивности:

  • активное слушание, заинтересованность (кивки, уточняющие вопросы в стиле «Правильно ли я понимаю, что вы …?»);
  • спокойный голос, четкая и ясная речь;
  • открытая поза (никаких скрещиваний и перекручиваний тела, открытые руки, корпус наклонен и развернут к собеседнику);
  • контакт глаза в глаза (если не можете смотреть прямо в глаза, то смотрите на переносицу или зону рядом с глазами – собеседник не заметит разницы).

Старайтесь говорить от первого лица («Мне кажется», «Я думаю», «Мне бы хотелось»), не используйте ты-утверждения (часто звучат как обвинения), обращайтесь к собеседнику в контексте сотрудничества. Примеры фраз для сотрудничества: «А что вы думаете по этому поводу?», «А вы бы чего хотели?» и т.д.

Будьте готовы к тому, что в процессе развития ассертивности, вы потеряете друзей, полностью измените круг общения. Это нормально, значит, те люди не видели в вас личность и не были готовы к конструктивному взаимодействию. Не цепляйтесь за прошлое, если понимаете, что кто-то из тех, кого вы считали близким человеком, отдаляется, начинает сопротивляться вашим переменам. Вероятно, вы просто разные люди, и ваши интересы не совпадают настолько, что никакая ассертивность не поможет.

Заключение

Ассертивность – черта зрелой, цельной, самодостаточной, уверенной личности. Ассертивное поведение – это уверенное поведение. Ассертивным может быть тот, кто принимает, любит, ценит и уважает себя. А вместе с этим он уважает и принимает других людей. Возможно, у вас не получится с первого раза соблюсти все правила ассертивного общения. Главное – как можно больше практиковаться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector