Эвристика доступности – феномен ошибочных решений

Эвристика доступности – это процесс, при котором человек на бессознательном уровне просчитывает частоту или вероятность какого-либо события по простоте, с которой пример либо обстоятельство легче трактуются.

При подобном анализе человек опирается на ограниченный запас примеров и обстоятельств. Это приводит к легкости в оценке риска и прогнозирования важности события до несложных умозаключений, построенных на личном опыте. Вследствие чего данный процесс носит субъективный характер. Например, человек отдаст предпочтение наиболее разрекламированному медицинскому препарату, хотя его аналог неизвестной марки будет стоить на порядок дешевле.

История исследований

Герберт Саймон

До середины прошлого века превалировало представление человека как существа практичного, последовательного. Однако в 1957г. американский ученый Герберт Саймон представил обществу труд, в котором выдвинул теорию, что практичность и рационализм человека во время принятия решений заключены в узкие рамки. Согласно концепции Саймона, человек пытается проявить рационализм в достижении поставленных целей, но ввиду когнитивных ограничений он не проявляется в полном объеме.

Даниэль Канеман

Изучение феномена эвристики доступности в 1974г. объединило специалиста в области экспериментальной и социальной психологии Даниэля Канемана и экономиста, ученого, стоящего у истоков когнитивной психологии, Амоса Тверски. Они утверждали, что попытка объяснить поведение человека с позиции одного лишь рационализма неудачна и бессмысленна.

Ученые определили цель их совместной деятельности: вычислить и исследовать основные эвристические особенности вероятностного мышления. Концепция заключалась в том, что при возникновении сложной задачи, в которой требуется просчитать вероятность либо частоту определенного события, человек руководствуется ограниченным набором эвристических принципов. Это объясняется стремлением облегчить поиск решения.

Ученые выделили четыре основные эвристические стратегии:

  • доступность;
  • репрезентативность;
  • фиксирование;
  • стабилизацию.
Читайте также  Эффект Моцарта – правда или вымысел

Эту тему они развили и в других своих совместных работах.

В каких ситуациях нас подводит эвристика доступности

Термин «эвристика доступности» означает психологический феномен, заключающийся в предрасположенности человека оценивать вероятность чего-либо, руководствуясь легкостью нахождения примеров, подтверждающих либо опровергающих то, о чем идет речь.

Эвристики не в состоянии предусмотреть все нюансы ситуации, что влечет за собой совершаемые индивидом ошибки.

Рассмотрим случаи, в которых эвристика доступности оказывает отрицательное воздействие:

  • оценка вероятности события. Человек расценивает как наиболее возможное событие, которое случилось ранее или которое проще предположить;
  • оценка периодичности события. Человек оценивает более частой периодичность событий, произошедших неоднократно с его близкими;
  • оценка взаимосвязи событий. Человек верит во взаимосвязь событий, которые проще представить совместно.

Эвристика доступности основывается на легкости воспроизведения в памяти определенных фактов, событий или явлений. Человек расценивает наиболее возможными или обоснованными те события, которые проще воссоздать и представить.

Эвристика легкости воспоминания

Амос Тверски и Даниэль Кинеман

Для ознакомления с ошибками, которые люди совершают под воздействием эвристики доступности, рассмотрим эксперимент, проведенный Д.Канеманом и А.Тверски.

Участников эксперимента разделили на две группы. Каждой группе зачитывался перечень, состоящий из 39 женских и мужских имен. В первой группе список состоял из 19 мужских имен и 20 женских. Во второй группе зачитывали 19 женских и 20 мужских имен. Причем в первой группе более известными были мужские имена, а во второй – женские.

При дальнейшем опросе испытуемые из первой группы отмечали, что среди перечисленных имен преобладали мужские, а во второй группе – женские.

Что же поспособствовало легкости вспоминания? Выделяют несколько причин подобного феномена:

  • яркость, легко фиксирующиеся в памяти события (в данном эксперименте – публичность указанных лиц);
  • непосредственное отношение к происходящему (например, человек расценивает автокатастрофу как наиболее вероятную, если непосредственно видел ее, а не просто читал о данном событии);
  • недавность событий (события, произошедшие в недалеком прошлом, вспоминаются легче).
Читайте также  14 принципов управления Файоля

Эвристика легкости представления

воображение

Во время принятия решения при помощи эвристики доступности в первую очередь задействуется память. При отсутствии в памяти соответствующих ситуации, событий или явлений, подключается воображение. Шанс или интенсивность возникновения какого-либо события не зависит от того, что событие легко воспроизвести в воображении. Однако неосознавание подобного факта лежит в основе возникновения эвристики доступности.

Вред эвристики доступности

Вред эвристики доступности

В обыденной жизни человек повсеместно применяет эвристику доступности. Например, мы судим о возникновении гипертонии, исходя из количества случаев с подобным заболеванием, произошедших с нашими родными и близкими. Оцениваем частоту разводов, беря за основу количество разводов среди знакомых, близких и друзей. А главное, рассчитываем вероятность события, ссылаясь на легкость его представления. Мы считаем, что событие, которое можем представить, существует на самом деле, а то, что не подвластно нашему воображению – нет.

Примеры

выигрыш в лотерею

Каждый из нас неоднократно находился в ситуации, когда принимаемые нами решения находились под влиянием эвристики доступности. Например, когда в СМИ появляется информация о человеке, выигравшем крупную сумму денег в лотерею, продажа билетов значительно возрастает. В данном случае в роли движущей силы выступает азарт. Однако также немаловажным фактором является близкий пример: победителем оказался простой обыватель, такой же как и большинство из нас.

Подобное воздействие на человека оказывают новости о возрастающем количестве угонов автомобилей. Это впоследствии приводит к увеличению покупок охранных систем для гаражей.

Подобными маркетинговыми приемами пользуются производители разного рода товаров: от рекламы стиральных порошков, до детского питания.

Увидев по новостям, что в какой-то стране повысились случаи заболевания гриппом, человек будет обращать внимание на людей с симптомами простуды, опасаясь заразиться «страшной» болезнью.

Услышав из СМИ о сокращении штата на одном из предприятий, человек будет опасаться, что и его постигнет такая же печальная участь.

Эвристика доступности – это доведенный до автоматизма способ принимать решения в незаурядных и достаточно распространенных ситуациях без лишних раздумий.

Заключение

Эвристика доступности вынуждает нас совершать ошибки. И с целью минимизирования дальнейших просчетов не следует рассчитывать только лишь на память или воображение. Необходимо стараться провести тщательный анализ. В процессе принятие решений немаловажную роль играет бессознательная рефлексия. Совершая важный шаг, стремитесь просчитать все возможные варианты и подвергайте сомнению даже те факты, в которых были непоколебимо уверенны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector