Дельфийский метод — техника принятия решений

Метод Дельфи – техника, помогающая в решении серьезных проблем. Наверняка вы сталкивались с ситуациями, когда, казалось бы, все варианты изучены, а выхода нет. Данная методика помогает выйти из тупика, посмотреть на все со стороны, увидеть то, что упустили при первом анализе. Как правильно ее применять?

Что такое метод Дельфи

Что такое метод Дельфи

Если говорить кратко, метод Дельфи – это один из способов принятия сложных решений. Идеи разрабатываются с помощью мозгового штурма, интервью, опросов. Часто незнакомые друг с другом люди, постоянно поддерживая между собой связь, дают оценку проблемы. А после предлагают варианты избавления от нее.

При использовании методики можно получить экспертное мнение по тем или иным вопросам от каждого участника мероприятия. Считается, что люди, которые не зависят друг от друга, эффективнее решают поставленные перед ними задачи по сравнению со сформированными заранее коллективами.

Дельфийский метод появился в 50-60-е годы прошлого столетия. Его разработал американский стратегический центр «RAND». Главная цель – составление прогноза влияния новых технологий на ведение войны. Создатели метода: Олаф Хэлмер, Норман Дэлки, Николас Решер.

Кстати, названием технология обязана Дельфийскому оракулу. Это прорицатель при храме Аполлона, который находился в Дельфах. По древнегреческой мифологии, именно здесь Аполлон уничтожил змея Пифона. В роли оракула выступала пифия (жрица), но все ее слова толковались жрецами, служившими при храме.

Техника Дельфи относится к эвристическим методам принятия решений и количественным методам исследования.
В западных странах дельфийский метод прогнозирования пользуется популярностью. Чаще всего его используют в процессе стратегического планирования. На территории РФ он применяется редко и только крупными компаниями.

Есть 2 причины. Первая: в стране не принято проводить подобные мероприятия. Вторая: отсутствие специалистов в этой области. Годами экспертные комиссии и аналитики пытались подстроиться под мнение большинства. Тогда как метод Дельфи и другие подобные техники ставят задачу использовать креативный, а иногда и творческий подход к решению серьезных задач.

Основные этапы

Основные этапы метода дельфи

Как сказано выше, метод Дельфи относится к группе эвристических и количественных методов исследования и составления прогнозов. Поэтому его применение начинается с подбора участников. Понадобится 2 группы:

  1. Специалисты, высказывающие мнение по поводу решаемой проблемы.
  2. Аналитики, изучающие мнение экспертов. Они принимают окончательное решение.
Читайте также  Культурный шок: симптомы, причины, способы преодоления

Процесс состоит из 3 этапов.

Предварительный

Первое, что нужно сделать, – собрать экспертов. Ограничений касательно их количества нет. Но рекомендуется приглашать не более 20 человек.

Основной

План действий на втором этапе выглядит так:

  1. Экспертная группа проводит исследование проблемы. Участники разбивают один главный вопрос на несколько мелких. После этого аналитики изучают их суть. Группируют вопросы по распространенности, важности, составляют опросник.
  2. В игру вступают эксперты. Они проводят анализ опросника, проверяют, все ли учтено или нужно еще что-то добавить. Возможно, понадобится поиск дополнительной информации. В итоге аналитики получают на руки 20 ответов и приступают к работе над вторым опросником.
  3. Вопросы снова попадают к экспертной группе. Но теперь цель – предложить пути решения задачи, а также изучить варианты коллег. Здесь учитывают множество факторов: ресурсы, актуальность предложенных идей, возможности. Задание для аналитической группы: исследовать экспертные мнения, выделить среди них похожие. Если идея сильно отличается от других, аналитики сообщают об этом. Их коллеги пересмотрят ее и, возможно, изменят позицию.

Этапы повторяют до тех пор, пока первая группа не придет к единому мнению. Напоследок участники анализируют проделанную работу, составляют план действий по практическому применению их идеи.

Аналитический

На этом этапе метода дельфийского оракула проводится оценка деятельности обеих групп, окончательная проверка экспертных оценок, выбранного решения.

Особенности метода Дельфи

Особенности метода Дельфи

Главные признаки методики: анонимность, заочность. Она является многоуровневой. Анонимные и заочные исследования позволяют избежать воздействия мнения опытных участников на остальных. Члены каждой группы могут работать с опросником на рабочем месте. Данные они получат по обычной или электронной почте.

Принятие решений на практике дельфийским методом исследования имеет ряд особенностей:

  1. Вопросы должны быть точными, ясными, без двойного смысла. Однозначность здесь – главное условие.
  2. У экспертной группы должна быть возможность отвечать словами и числами.
  3. Экспертам нужно дать всю информацию, которая относится к решаемой проблеме. Это поможет понять суть, сделать правильные прогнозы.
  4. Ответы нужно аргументировать.
  5. В экспертной группе не должно быть много участников. Главное требование к ним – стабильность.
  6. Оптимальный перерыв между двумя отдельными этапами – не больше месяца.
  7. Этапы повторяют столько раз, сколько понадобится для досконального изучения проблемы, а также проведения максимально точного анализа.
  8. Отбор экспертов проводится регулярно.
  9. Желательно, чтобы оценка идей проводилась по заранее согласованной, четкой формуле.
  10. Организаторы использования метода Дельфи способствуют тому, чтобы обсуждение было масштабным. Допускается критика.
Читайте также  Психологический портрет человека: как составить, примеры

Процессом руководит ведущий. Важно, чтобы участники ему доверяли, а он относился к ним одинаково, не проявляя пренебрежения или предвзятости. Ведущий сохраняет нейтралитет, не выделяет ту или иную идею, не склоняет к ней. Его главная цель – помочь найти самое верное в данной ситуации решение.

Экспертные методы Дельфи

Экспертные методы Дельфи

В менеджменте есть 2 модификации метода Дельфи. Один из примеров – бесструктурный этап. Он применяется в том случае, когда стоит задача найти определенное решение, а участники при этом не могут сразу правильно увидеть, оценить проблему.

Менее распространена методика «Экспресс-Делфи». Как видно из названия, она помогает сэкономить массу времени. Это главное достоинство. Процесс занимает несколько часов. Но здесь есть одна важная особенность: работа требует наличие технической базы.

Эксперты занимаются изучением проблемы – каждый за собственным компьютером. Все компьютеры при этом связаны с руководителем. После того, как появятся первые предложения, аналитикам в ускоренном режиме нужно проверить деятельность коллег. Скорость здесь играет самую важную роль.

Необходимость быстродействия – это главный недостаток «Экспресс-Делфи». Эксперты могут не успеть тщательно изучить, обдумать проблему.

Плюсы и минусы метода

Плюсы и минусы метода

Как любая другая техника принятия решений, методика Дельфи имеет достоинства и недостатки. К первым относятся:

  1. Удобство в применении.
  2. В процессе учитывается мнение всех участников обеих групп.
  3. Эксперты и аналитики учатся независимому мышлению.
  4. Поставленная задача изучается со всех сторон.

Регулируемая связь – это еще одно преимущество метода Дельфи.
Дельфийский метод применим в международных отношениях, экономике и других сферах.
Недостатков у такого способа прогнозирования и поиска решений несколько:

  1. Организаторы мероприятия наделены большими полномочиями. Поэтому эксперты беззащитны перед ними.
  2. Решение, основанное на коллективном мнении, не всегда правильное.
  3. Известно, что творческие или креативные решения зачастую оказываются правильными. Но представители аналитической группы их отбрасывают, считая нелепыми, непопулярными среди большинства.
  4. Аналитический этап занимает много времени. Решить поставленную задачу быстро можно. Но вряд ли специалисты смогут провести качественный анализ.
  5. Некоторые участники боятся высказывать собственное мнение, из-за чего склоняются к идеям большинства.
  6. Организаторы или ведущий иногда давят на экспертов, манипулируют ими.
Читайте также  Теория справедливости Стейси Адамса

Чтобы устранить эти недостатки, стоит предпринять ряд шагов:

  1. Организаторы должны относиться к разным компаниям, структурам, социальным направлениям.
  2. Проблему прогонять несколько раз через разные группы.

И еще один совет. Не стоит сразу же отсеивать креативные идеи. Пусть они останутся хотя бы как дополнительные варианты.

Практическое применение

применение дельфийского метода

Кажется, что метод Дельфи слишком сложен в применении. Но на самом деле это не так. Приведем пример. Допустим, нефтяная компания планирует заменить водолазов, проверяющих платформы под водой, роботами. Нужно оценить целесообразность такой замены.

Для работы по методу Дельфи компания собирает экспертную группу. В ее состав входят водолазы, инженеры, конструкторы роботов и другие специалисты. Задача – определить, в какой промежуток времени можно автоматизировать проверку.

После первого круга обсуждений эксперты обозначили отрезок с 2000 по 2050 год. Из-за слишком большого разброса процедуру пришлось повторить. После дискуссии, оценки всех предложений и идей был составлен окончательный прогноз. Согласно ему, возможность использования роботов появится в 2005-2015 году. За это время компания успеет составить план действий и провести предварительную подготовку к внедрению новых технологий.

Заключение

Итак, метод Дельфи является одним из способов принятия управленческих и других сложных решений. Его главный принцип – анонимность, заочность. Независимые эксперты и аналитики досконально изучают проблему, а после выдают подходящее решение. Главное преимущество методики – возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон, учесть все особенности, нюансы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector