Эффект зловещей долины — феномен восприятия

Эффект «зловещей долины» возникает, когда люди смотрят на человекоподобных существ. Вы тоже сталкивались с этим явлением. Вспомните неприятные ощущения даже при беглом взгляде на робота с почти человеческой внешностью. Или при просмотре анимационных фильмов, в которых персонажи вроде бы и похожи на людей, но имеют какие-то неестественные формы. Сюда же относится и боязнь клоунов. Знакомые чувства? Почему они появляются?

Общая информация

Масахиро Мори

Эффект «зловещей долины» — что это? Это гипотеза, которую выдвинул ученый, робототехник, инженер Масахиро Мори. Согласно ей, робот или любой другой объект, который имеет такую же внешность или манеру поведения, как у человека, вызывает страх, неприязнь, отвращение. Такой вывод был сделан еще в 1970 году по итогам исследований на предмет эмоциональной реакции людей на роботов. Свои рассуждения Масахиро Мори подробно изложил в эссе под названием «Bukimi No Tani» или на английском «Uncanny Valley».

Феномен «зловещей долины», по мнению Мори, связан с подсознанием. Со временем похожая на нас машина больше не воспринимается мозгом как техника. Кажется, что это такой же, как и все остальные человек. Только неживой, труп. Такое видение вызывает у наблюдателя страх смерти. И это еще не все.

У большинства роботов очень симметричное лицо. Это обстоятельство вызывает не только неприятные эмоции, но и когнитивный диссонанс. Это психический дискомфорт, вызванный столкновением в сознании конфликтующих представлений. В данном случае речь идет о лице. Живому человеку несвойственна такая абсолютная симметричность.

О подобном эффекте говорила Катрина Миссельхорн. Обычный человек наделен способностью сопереживать другим людям в их бедах и страданиях. Это называется эмпатией. Наверняка вы инстинктивно ожидаете от окружающих ответного сочувствия. Дадут ли его человекоподобные существа, бездумные машины? Скорее всего, нет. Точно так же, как и вы не сможете понять его «механические» переживания. Этот факт и вызывает тревогу.

Откуда пришел эффект

Pixar

Еще в 1988 году «Pixar» представила на суд зрителей занимательный фильм под названием «Оловянная игрушка». Компания точно не ожидала такого негатива в свой адрес. Зрители мгновенно возненавидели главного героя Билли за его мнимую схожесть с обычными детьми. После этого, принимая во внимание сложившуюся ситуацию, Pixar прекратила делать реалистичных персонажей в своих проектах. Теперь снимались истории об оживших игрушках, роботах, машинках.

Читайте также  Психология толпы: в чем состоит феномен

Примечательно, что об эффекте «зловещей долины» говорили и ранее. Это было в 1818 году в романе Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Более того, о феномене упоминал даже сам Зигмунд Фрейд в научной статье «Жуткое». По его мнению, человек испытывает страх не в момент столкновения с неведомым. Он боится того, что ему хорошо знакомо.

Зигмунд Фрейд

В своем труде Фрейд приводит слова Фридриха Шеллинга: «Жуткое — это то, что должно было бы быть скрытым, но обнаружило себя».

Вернемся еще раз к эмпатии, о которой говорилось ранее. Только на этот раз к исследованиям Анджелы Тинвелл и ее «Теории психопатов». Она говорит, что человеческий мозг воспринимает андроидов как существ с нарушенной психикой. Человек не может предугадать их реакцию на то или иное действие. Точно так же он не может контролировать их поведение. Здесь стоит упомянуть еще одну теорию – восприятия угрозы. Согласно ей, объекты, которые находятся между понятиями «робот» и «человек» всегда вызывают непонимание. Неизвестно что от них ждать и получится ли справиться с возникшей ситуацией.

Примечательно, что эффект «зловещей долины» интересует специалистов из многих областей, начиная от робототехники и заканчивая философами и психологами. Интерес во многом зависит от того, как быстро развивается сфера производства андроидов. Например, в 2004 году феномен упоминался всего в 35 научных статьях. Спустя всего 11 лет, о нем написали 510 раз.

Стоит отметить, что споры насчет «зловещей долины» ведутся до сих пор. Никто точно не может объяснить причины развития этого эффекта. Единственное, что можно сказать однозначно — он существует. Очередным доказательством стало исследование, проведенное Майей Матур и Дэвидом Райхлингом. Во время него оценивалось восприятие испытуемыми 80 роботов. Доверие и симпатия к андроидам падали по мене того, как они становились все более похожими на человека.

Что страшнее: манекен или робот

Реакция на человекоподобный объект зависит не только от его схожести с обычным человеком. Роль играет и его поведение. Вспомните коулрофобию или боязнь клоунов. Она относится также и к мимам. Они совершают движения, которые не характерны для людей в повседневной жизни. Такая же неестественность часто используется в фильмах ужасов. Наверняка вы помните оживших мертвецов, зомби, одержимых.
Получается, неприязнь и страх вызывают любые отклонения от общепризнанной нормы, будь то мимика, взгляд, движения.

Читайте также  Колесо баланса жизни: как составить правильно

Упоминание эффекта «зловещей долины»

Сильнее всего феномен «зловещей долины» проявляется в мультфильмах и компьютерных играх. Но о нем говорили и в книгах.

Мультипликация

ежик Соник

Помните ежика Соника, главного героя серии мультфильмов и компьютерных игр? Он на 100% соответствует двум правилам:

  1. Мультипликация. Соник – вымышленное существо синего цвета с нестандартными пропорциями тела. Он совсем не похож на человека.
  2. Аниме. У героя неестественно большая голова и глаза. В целом он выглядит довольно мило.

Главная ошибка создателей Соника – попытка перенести его из мультфильма в реальный мир. Его очеловечили. Изменения коснулись пропорций тела. Герою уменьшили голову, глаза и ноги. После этого знаменитый ежик утратил свою уникальность. Нелепое сходство с человеком привело к появлению эффекта «зловещей долины». И теперь некогда милый персонаж вызывает неприязнь, а иногда даже страх.

Компьютерные игры

Fallout 4

Видеоигры – это фантазийный мир, наполненный похожими на человека персонажами. По сути, это оживленные куклы, которые должны вызывать синдром «зловещей долины». Но в отличие от мультфильмов, здесь такого не происходит. Почему? Есть 3 причины:

  1. Молодое поколение выросло в эпоху господства компьютеров во всех сферах. Для них игры – это часть жизни. Поэтому максимально похожие на людей персонажи не вызывают негативных эмоций.
  2. Детально изображенные герои очень похожи на человека. Поэтому они не пугают.
  3. Как сказано выше, неприязнь к роботам вызывается невозможностью контролировать их эмоции и поведение. В играх ситуация прямо противоположная. Управляя выбранным персонажем, вы легко можете уничтожить даже самого злобного монстра. Или наоборот, пообщаться с ним, выяснить его чувства, подружиться.

Самыми известными компьютерными играми, вызывающими развитие эффекта «зловещей долины» являются Fallout 4. American McGrees Alice, Silent Hill, Bio Shock, World Of Warcraft. Там появляются такие неестественные персонажи как Алиса Лидделл, пирамидоголовый монстр, маленькие сестры и падшие ночные эльфы (в расширении Легион) соответственно.

Читайте также  Эффект Кулешова: как кино управляет сознанием

Литература

«Золотая цепь» Александр Грин

Феномен «зловещей долины» хорошо прослеживается в произведениях русских писателей:

  1. В «Золотой цепи» Александра Грина есть говорящая машина Ксаверий.
  2. «Наследие исполинов», Владимир Васильев. Инопланетянин предстает перед людьми в максимально близком для них облике. На возражения гида отвечает, что давно знаком со «зловещей долиной».
  3. У Тургенева в «Живых мощах» также есть упоминание этого феномена. Главный герой встретил страдающую от страшного заболевания женщину. Он описывает ее как странное существо с необычной внешностью. Настолько странное и неестественное, что вызывает только страх.

Из иностранной литературы особенно выделяются истории о Франкенштейне, произведение «Автостопом по галактике» с его жутким роботом Фордом Префектом.

Преодоление эффекта «зловещей долины»

фильм Джеймса Кэмерона «Аватар»

Первые попытки избавиться от феномена были предприняты еще в 2004 году. Тогда создатели анимационного фильма «Полярный экспресс» придумали персонажей, которые по внешнему виду практически ничем не отличаются от живых людей. Погрешности, конечно, остались. Но герои уже не вызывали такой неприязни.

Ситуация изменилась с появлением технологии CGI. Что это такое? Это создание неподвижных и движущихся объектов с использованием трехмерной компьютерной графики. В процессе работы неживые объекты создаются при участии живых актеров. Благодаря этому мимика и движения передаются максимально правдиво.

Лучшим примером преодоления «зловещей долины» по праву можно назвать фильм Джеймса Кэмерона «Аватар». Его создатели разработали собственную систему передачи эмоций и мимики с актера на персонажа. Изображение брали с камер, которые закреплены на головах главных героев. Они максимально точно регистрировали малейшие изменения.

Заключение

Механизм развития эффекта «зловещей долины» так до конца и не изучен. Но одно можно сказать точно: мозг реагирует на роботов и прочих человекоподобных существ выбросом неприятных эмоций, в частности, страха и неприязни. Возможно, с развитием технологий ситуация изменится.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector