Психология толпы: в чем состоит феномен

Психология толпы изучает отличия между поведением индивидуумов в массовом скоплении народа и в относительном одиночестве. Этот раздел социальной психологии актуален для изучения, поскольку массовое скопление людей может быть опасным и непредсказуемым.

Толпа – это организм, который обладает сердцем, ритмом, дыханием. Когда большой группой людей движут одни эмоции, одна цель, управлять ею практически невозможно. Поведение толпы привлекает внимание не только из-за особенностей, но и из-за рисков получить травму. История знает немало случаев, когда в большом скоплении народа были насмерть затоптаны люди.

В чем же заключаются особенности психологии толпы, каковы ее признаки и структурные характеристики, виды и способы управления – разберемся в этой статье.

Толпа с точки зрения психологии

Толпа с точки зрения психологии

Поведение людей изучали с древних времен, а психология толпы и массовых беспорядков вызывала и вызывает особый интерес.

Психологические особенности толпы

Психологические особенности толпы

Масса людей обладает огромной силой, которую практически невозможно контролировать. В этом состоит ее главная психологическая особенность: каждого отдельно взятого индивидуума можно заставить подчиняться, но повелевать большой группой людей крайне трудно.

В отдельных случаях большое скопление людей управляемо, если народ следует за лидером. Например, полк солдат, идущий за своим командиром, нельзя назвать толпой. Бесструктурное собрание множества людей не сравнить с дисциплинированными солдатами, подчиняющимися приказам. Однако сильный оратор, способный собрать последователей, в состоянии управлять ими.

Еще одна психологическая особенность – изменчивость мнения. Скажем, человек придерживается определенных взглядов на семейные отношения, в которых жена должна сидеть дома и вести хозяйство. Но он попадает на митинг, в котором требуют разрешить женщинам работать. Не исключено, что этот человек пройдет мимо, но есть большая вероятность попадания в бушующую толпу и поддержания ее интересов.

Попадание в скопление народа может сопровождаться неистовым желанием скорее ее покинуть, поскольку ощущать чьи-то прикосновения, пусть случайные, может быть крайне неприятно. Но есть и такие категории людей, которым нравится общественное движение, и они готовы постоянно участвовать в подобных столпотворениях.

Эффект толпы в психологии рассматривается достаточно подробно, при этом данный феномен продолжает изучаться.

Феномен психического заражения

Феномен психического заражения

Слово «заражение» связано не только с физическими заболеваниями, но и с психическим состоянием. Так, психическим заражением считается передача эмоционального и психологического настроя от одного человека другому. Иногда передача осуществляется от одного человека сотням других людей. Механизм «заражения» хаотичен и не подчиняется никаким законам. Сравнить его можно разве что с эмпатией – эмоциональным сопереживанием.

Психическое заражение, как и эмпатия, может быть передано без личного контакта между индивидуумами. Например, группа людей посмотрела фильм про нападение пауков и теперь всем им кажется, будто по телу кто-то ползает. Это необычное состояние доходит до крайностей, когда обычная мнительность перерастает в панику.

Читайте также  Метод свободных ассоциаций: история, суть, критика

Интегративная функция психического заражения используется для сплочения коллектива. К примеру, по утрам на работе проводится планерка, в процессе которой начальство задает позитивный настрой сотрудникам на весь день. Эта функция используется и для повышения внушаемости людей: группам включают убедительные речи агитатора и со временем все ее участники начинают охотно верить каждому слову.

Экспрессивная функция используется при проведении массовых мероприятий. Например, собирается бесструктурная группа людей: каждый со своими эмоциями и переживаниями, проблемами и трудностями. Ведущие праздника/митинга/концерта заражают пришедших отличным настроением и спустя 20 минут публика бессознательно подпевает песням и двигается в такт музыке.
При попадании в толпу важно сохранять адекватность и понимать, с какими целями вы сюда пришли.

Утрата рационального контроля

Оказываясь в толпе, человек заражается ее настроением. При этом абсолютно не имеет значения, какое эмоциональное состояние у него было до присоединения к новому обществу. Веселый расслабленный индивидуум, попадая в разъяренную злую толпу, подхватывает кричащие лозунги и повторяет за всеми. Угрюмый и расстроенный человек, приходя в позитивную радостную публику, заражается ее положительным настроем.

Иначе говоря, человек утрачивает рациональный контроль над своим психическим и эмоциональным состоянием, легко поддаваясь действию большинства. Нет четкого понимания, как избежать такой податливости. Единственное, что убережет вас от подражания толпе – избегание подобных скоплений людей.

Утрата рационального контроля чревата не просто сменой настроения, но и серьезными последствиями. В качестве примера можно привести древние обряды сожжения ведьм. Даже уверенный в невиновности женщины человек поддается всеобщему гневу и активно подбрасывает палки в огонь. После случившегося могут нахлынуть сожаление, грусть, отчаяние – и все это влияние толпы.

Каждый новый член сообщества увеличивает массу публики и ее разрушительную силу, однако откуда-то она должна брать начало.

Как образуется толпа

Образование толпы может происходить двумя способами: случайным и целенаправленным.

В первом случае к столпотворению ведет внезапно случившееся событие. Это может быть авария, нападение, выступление уличных артистов, распродажа товаров по низким ценам. Известно, что крупная акция «Черная Пятница» из года в год приводит к скоплению масс людей в точках продаж. Несколько раз в «табунах», несущихся навстречу скидкам, были насмерть затоптаны люди.

Во втором случае зачинщики столпотворения создают ажиотаж с определенной целью. Это может быть сбор денег, желание привлечь внимание, желание донести в массы информацию.

Из кого состоит толпа

Из кого состоит толпа

В основе толпы стоят зачинщики, которые образовали скопление людей. Произойти это может неосознанно или целенаправленно. Например, происшествие посреди улицы привлекает множество зевак, при этом зачинщик не планировал «представление». Или же, наоборот, несколько лидеров собрались в людном месте и привлекают внимание разными способами: шоу, яркое выступление, провокационные лозунги. Это может быть что угодно, главное – собрать народ.

Читайте также  Эффект Кулешова: как кино управляет сознанием

Таким образом, толпа состоит из основы и окружающих зевак. К лидерскому составу в случае целенаправленного формирования толпы могут присоединяться отдельные индивидуумы, разделяющие глас зачинщиков.

В толпу постоянно вливаются новые участники, увеличивающие ее силу. Контролировать этот процесс невозможно, потому что интересное событие всегда привлекает внимание.

Стадии возникновения толпы

Стадии возникновения толпы

Толпа – это нечто хаотичное и бесструктурное. Образование ее происходит в несколько этапов.

1.Формирование ядра толпы:

  • зачинщики, целенаправленно пришедшие собрать народ для привлечения внимания или действий;
  • событие, привлекающее внимание.

Чем динамичнее активность ядра, тем быстрее публика разрастается. Присоединиться к массе человека заставляет любопытство и конкретные цели, например, участие в митинге.

2.Кружение.

Когда публика образовалась, все ее участники становятся более раскрепощенными и чувствительными к информации извне. Это связано с тем, что если вести себя вызывающе, ярко, агрессивно, никто все равно не заметит. Людей – огромное количество, поэтому никто не обратит внимания на неординарные слова и поступки.

3.Новый объект внимания.

Изначально толпу формирует некое событие, которое обсуждается внутри группы. Появление нового объекта внимания провоцирует еще большее сплочение собравшихся людей, новую волну развития эмоционального состояния.

4. Активизация отдельных участников.

Напряжение, создавшееся в результате концентрации внимания на новом объекте, требует разрядки. Логично, что некоторые индивидуумы не выдерживают давления и самостоятельно стимулируют всех окружающих к действиям. В результате такие действия приводят к разным последствиям, причем часто – негативным.

Виды толп

Гюстав Лебон

Автором концепции, известной как «психология толпы», является Гюстав Лебон. Впервые понятие «коллективного бессознательного» предложил Карл Юнг, а после него изучением явления занялись и другие ученые: Зигмунд Фрейд, Элиас Канетти, Габриэль Тард.

книга Гюстав Лебон - Психология народов и масс

Книга о психологии толпы написана Лебоном в 1984 году, но информация в ней по сей день остается актуальной.

Виды толпы в социальной психологии рассматриваются с разных точек зрения. Существует несколько основных разновидностей, рассмотрим их далее.

По степени активности

степень активности толпы

Масса людей, характеризующаяся степенью активности, может быть активной и пассивной:

  • активная толпа – это группа эмоционально возбужденных индивидуумов, которые готовы к действиям;
  • пассивная толпа – это менее эмоциональные участники группы, которые не проявляют рвения к поступкам и дальнейшим серьезным шагам.

Пассивной толпой легко управлять, поскольку люди в ней не проявляют активности, хотя в то же время могут испытывать яркие эмоции.

По характеру эмоциональности

вид толпы по характеру эмоциональности

Каждое скопление людей характеризуется общими эмоциями. Среди них:

  • восторг (концерт, праздник, ярмарка);
  • паника (авария, пожар, землетрясение);
  • агрессия (митинг, пикет).

Восторженная публика менее опасна, чем агрессивная, но наибольшую угрозу представляет паническое скопление людей. В таком случае люди без разбора бегут в разные стороны, спасаясь от опасности. В этой группе часто получают травмы и увечья.

Читайте также  Замещение в психологии как способ защиты

По степени стихийности

Толпа – само по себе стихийное явление, однако оно отличается и делится на организованную и ведомую группу.

Организованная масса людей часто действует в рамках плана. Например, праздничное шествие на праздник Весны и Труда 1-го мая или «Бессмертный полк» в День победы. Такой группой легко управлять, поскольку она собралась для определенных целей.

Ведомое скопление народа образуется в результате зачинщиков, которым впоследствии и подчиняются участники. Если лидер прекратит действия, возбуждающие толпу, зрителям и зевакам придется просто уйти, так как смотреть будет уже не на что.

Как управлять толпой

Как управлять толпой

Управление толпой – сложный и непредсказуемый процесс. Если это организованная пассивная масса народа, выполняющая действия по алгоритму, контролировать ее несложно. Если же столпотворение образовалось стихийно и обладает агрессивным или паническим характером, остановить его практически невозможно.

Как и любой психологический феномен, психология толпы используется для достижения личных интересов зачинщиками. Среди таких интересов могут быть:

  • внушение собственного мнения;
  • продажа товаров или сбор денег;
  • нападение на людей;
  • разрушения и вандализм;
  • призыв к действию.

Изучение видов толпы в психологии позволило ученым выделить некоторые особенности, которые дают инструменты управления большой публикой.

  1. Демонстрация силы и власти. Потерявшись в толпе, человек инстинктивно начинает поиск сильного участника. Бесструктурное, стихийное собрание людей имеет довольно примитивный характер, поэтому показательное применение силы и власти помогает наладить управление группой людей.
  2. Экспрессивность выступления. Люди, случайно попавшие в массовое скопление, ищут объект внимания, лидера, которому можно доверять. Часто им становится экспрессивный индивидуум, громко декларирующий свое мнение и ярко выражающий эмоции.
  3. Информативные выступления. Возбужденная публика требует действий, а не красноречивых высказываний, которые не несут смысла. При помощи правильно подобранных лозунгов настроение толпы можно корректировать и направлять в нужное русло.
При выборе лидера, который способен усмирить толпу, важно учитывать его ораторские навыки. Чаще всего именно верно сказанные слова помогают справиться с напряжением в толпе.

Заключение

Коллективная бессознательность исследуется на протяжении столетий, поскольку массовое скопление людей обладает огромной силой. Характеристика толпы в психологии по определенным признакам позволяет выбрать инструмент управления, если это необходимо.

Психология толпы, кратко говоря, представляет собой поведенческие особенности людей, попадающих в бесструктурное эмоциональное скопление народа.

Попадая в толпу, человек словно теряет самого себя и поддается влиянию окружающих. Важную роль в этом процессе играют зачинщики. Каковы настрой и цель лидеров, такой характер эмоциональности и будет свойственен собравшимся людям.

Психология поведения человека в толпе – это особая сфера изучения, поскольку она обладает множеством нюансов. Любая масса людей представляет собой опасное явление, поэтому при попадании в нее случайным образом следует скорее выбраться и стабилизировать психическое состояние.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector