Гиперкинетическое расстройство поведения: симптомы, лечение

Гиперкинетическое расстройство поведения – это целый комплекс психосоматических расстройств у детей, проявляющийся еще в младшем дошкольном возрасте. Выражается оно в гиперактивности, чрезмерной импульсивности, проблемах с самоорганизацией и нехватке внимания.

Такие дети испытывают проблемы с обучением и социальной адаптацией в детском саду и школе, поэтому нуждаются в комплексном лечении. Отсутствие помощи со стороны взрослых может привести к тому, что и во взрослую жизнь ребенок вступит с проблемами, влияющими на уровень жизни.

Что такое гиперкинетическое расстройство

Что такое гиперкинетическое расстройство

Довольно часто это состояние может скрываться за такими названиями, как гиперактивное расстройство, синдром дефицита внимания, дефицит внимания с гиперактивностью. Все эти нарушения характеризуются проблемами концентрации и гиперактивного поведения, но несколько отличаются друг от друга степенью выраженности.

Гиперкинетическое расстройство – это состояние, которое характеризуется нарушением внимания, двигательной активностью и импульсивностью поведения. От всех остальных оно отличается стойкими и неконтролируемыми нарушениями поведения и социальных норм, которые не опасны для окружающих и самого ребенка.

Среди детей гиперкинетический синдром встречается с частотой от 5 до 20 %. При этом у мальчиков он диагностируется в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Причины возникновения

Причины возникновения гиперкинетического расстройства

Гиперкинетическое расстройство возникает вследствие функциональной незрелости структур мозга, которые отвечают за регуляцию и контроль функции внимания. Единой причины развития патологии нет, но выделяют две группы факторов, которые влияют на возникновение этого расстройства личности у детей: психологические и соматические.

К причинам психологического характера относят:

  • сильные стрессы в раннем детстве (например, возникшие от жестокого обращения родителей);
  • эмоциональная и сенсорная фрустрация в течение длительного периода времени (невозможность удовлетворения потребности в общении и взаимодействии с окружающими, нехватка соответствующих раздражителей, чувство изоляции);
  • нехватка или отсутствие психоэмоциональной устойчивости к стрессам;
  • некоторые черты характера (беспокойство, мнительность и др.).

Среди соматических факторов выделяют:

  • наследственные заболевания;
  • дисфункции головного мозга и его травмы (например, перинатальная энцефалопатия);
  • инфекции различного типа (вирусные или бактериальные);
  • солнечные удары;
  • ионизирующее облучение;
  • интоксикации;
  • употребление некоторых лекарств;
  • хроническое переутомление.

Разновидности гиперкинетического расстройства

Разновидности гиперкинетического расстройства

Гиперкинетическое расстройство личности проявляется по-разному в зависимости от возраста ребенка. Поэтому различают 3 основных разновидности патологии:

  1. В возрасте 3-6 лет – у детей отмечается повышенная подвижность и нестабильность эмоционального состояния. Они имеют проблемы с поведением, не слушают взрослых, не обращают внимания на правила и запреты. Ребенок на фоне эмоциональной нестабильности испытывает проблемы со сном: часто просыпается по ночам, не может уснуть во время дневного сна, отчего еще больше перевозбуждается.
  2. В младшем школьном возрасте – дети имеют проблемы с успеваемостью и дисциплиной в школе. Ребенок испытывает большие сложности с фокусировкой внимания, он не может сосредоточиться на задании, не справляется с самостоятельной работой, допускает множество ошибок. Он с трудом удерживается за партой в течение урока, отвлекается сам, мешает одноклассникам и не усваивает учебный материал.
  3. В старшем школьном возрасте – к проблемам с успеваемостью и дисциплиной у школьника добавляются проявления неправильного образа жизни (курение, употребление алкоголя, асоциальное поведение, раннее начало половой жизни и неразборчивость в связях).
Читайте также  Репродуктивный метод обучения - что это такое, примеры

Симптомы патологии

Симптомы гиперкинетического расстройства поведения

Некоторые родители принимают симптомы гиперкинетического расстройства за особенности темперамента ребенка или считают, что это его реакция на стиль воспитания. Но специалисты рассматривают это состояние как патологию (F 90.1), которая требует врачебной диагностики и коррекции.

Проявляться это расстройство поведения может различными симптомами, которые зависят от возраста, мотивации ребенка и его окружающей обстановки.

У некоторых малышей в первую очередь выражены проблемы с вниманием. Они легко и часто отвлекаются, не заканчивают начатый диалог, забывчивы, не организованы, переключаются с одного дела на другое, ничего не завершая до конца.

Другая категория детей больше проявляет симптомы гиперактивности: они много суетятся, беспокоятся, не могут усидеть на месте, делают много лишних движений и шумят. Гиперактивный малыш любит болтать без остановки, а любое свое действие сопровождает комментариями.

Если у ребенка превалирует симптом импульсивности, то ему очень сложно проявлять терпение (ждать очереди в игре или разрешения ответить на уроке). Он не задумывается о том, какие поступки совершает, поэтому часто имеет проблемы с дисциплиной.

Гиперкинетическое расстройство может сопровождаться и другими симптомами: нарушение координации и неразвитая мелкая моторика, проблемы с социальной адаптацией, обучением и соблюдением правил и требований. Также имеют место неврологические проявления: нервные тики, беспокойство, аутизм, эпилепсия, синдром Туретта, депрессивные состояния.

Родители и педагоги должны вовремя отреагировать на такое поведение ребенка и обратиться за врачебной помощью. Гиперкинетическое расстройство провоцирует проблемы как в детском возрасте (успеваемость, дисциплина, социальные контакты и др.), так и во взрослом (отношения, карьера, пагубные привычки). По статистике, в 15-20 % случаях возникновения этой патологии признаки сохраняются у человека в течение всей жизни, не исчезая к 12-20 годам, как у остальных детей.

К кому обращаться?

ребенок на консультации у психолога

При гиперкинетическом расстройстве помощь оказывают ряд специалистов:

  • психиатр;
  • психотерапевт;
  • психолог;
  • невролог;
  • физиотерапевт;
  • педагог;
  • социальный работник.

При этом точный диагноз поставить ребенку может лишь врач-психиатр, изучив индивидуальные особенности поведения и характер пациента. Важно учитывать, что любой из выявленных признаков должен носить не единичный характер, а иметь стойкую периодичность на протяжении длительного времени (от 6 до 12 месяцев).

Чтобы диагностировать нарушение, применяются следующие методы:

  1. Беседа с ребенком и взрослыми, которые с ним часто взаимодействуют. Специалист должен выяснить объективную картину, потому что родители и учителя иногда преувеличивают какие-то из признаков патологии, а сам ребенок, напротив, не признает их у себя.
  2. Наблюдение за пациентом в его естественной среде обитания (дома, в детском саду, в школе, кружках и секциях и др.).
  3. Имитация жизненных ситуаций для отслеживания поведения малыша в этих условиях.
Успешность лечения гиперкинетического расстройства поведения во многом зависит от ранней диагностики, поэтому взрослые, которые окружают малыша, должны оперативно реагировать на тревожные сигналы, которые могут указывать на данную патологию.

Критерии наличия гиперкинетического расстройства

гиперактивность ребенка

У каждого ребенка гиперкинетическое расстройство поведения может проявляться по-разному, это зависит от особенностей характера, социальных условий и возраста.

Читайте также  Методика социометрия для младших школьников и подростков

У большинства детей с этой проблемой наблюдаются 3 вида симптомов:

  1. нарушения внимания;
  2. гиперактивность;
  3. импульсивность.

Каждый из них диагностируется по следующим критериям:

1. Ребенок с нарушениями внимания:

  • выполняет любое задание с ошибками, допущенными по невнимательности;
  • часто не доводит начатое дело или игру до конца;
  • не слушает, что ему говорят;
  • не может выполнить задание по инструкции и сделать это вовремя;
  • испытывает сложности с организацией своей работы;
  • старается избежать заданий, которые тяжело ему даются (связаны с концентрацией и усидчивостью);
  • постоянно теряет свои вещи (школьные принадлежности, игрушки, книги);
  • легко отвлекается на любые раздражители;
  • часто забывчив.

2. Ребенок с гиперактивностью:

  • постоянно вертится на стуле, машет руками и ногами;
  • может покинуть свое место во время урока или в другой ситуации, где требуется усидчивость;
  • много шумит, бегает, не участвует в спокойных играх;
  • проявляет чрезмерную двигательную активность даже там, где она не предполагается правилами или социальным контекстом.

3. Ребенок с импульсивностью:

  • на уроке выкрикивает ответы с места;
  • вмешивается в чужой разговор, перебивает собеседника;
  • не может дождаться своей очереди в игре или в учебной деятельности;
  • неадекватно реагирует на неудачи (раздражается, злится, плачет);
  • любит громко и много болтать даже в тех местах, где это запрещено или неуместно.

Говорить о наличии гиперкинетического расстройства можно в случае, когда каждый из видов симптомов наблюдается у ребенка продолжительностью не менее 6 месяцев и представлен минимум тремя критериями каждой из групп. Первые признаки патологии должны быть заметны еще до семилетнего возраста малыша.

Лечение гиперкинетического расстройства

Лечение гиперкинетического расстройства

Лечение гиперкинетического расстройства поведения для каждого ребенка подбирается индивидуально. Это зависит от степени выраженности симптомов: кому-то будет достаточно занятий с психологом и коррекционной работы в детском саду или школе, а кто-то не обойдется без медикаментов.

Вся терапия преследует 3 цели:

  • коррекция нервно-психической устойчивости пациента;
  • обеспечение успешной социальной адаптации;
  • определение степени расстройства и подбор подходящего лечения.

Если специалисты считают, что состояние ребенка можно улучшить и стабилизировать без медикаментов, то проводится просветительская работа с родителями. При необходимости школьника отправляют в специальный (коррекционный) класс. Далее с ним проводится следующий комплекс мер:

  • нормализация режима дня;
  • занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • когнитивная психотерапия;
  • ЛФК;
  • массажи шейно-воротниковой зоны;
  • физиопроцедуры;
  • педагогическая коррекция;
  • создание комфортной психологической обстановки дома и в коллективе.

Медикаментозная терапия подразумевает прием курса необходимых препаратов. Самым распространенным считается психостимулятор метилфенидат, который повышает внимательность и энергичность ребенка.

При его непереносимости назначаются ноотропы (ноофен, пантокальцин, глицин). Также могут понадобиться нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, антиоксиданты и различные витаминные комплексы общеукрепляющего действия.

Точно и правильно назначить курс медикаментов может лишь врач-психиатр на основе подробной диагностики и обследования ребенка.

Успешность и эффективность лечения определяется по следующим индикаторам:

  • положительное изменение уровня активного внимания;
  • улучшение поведения;
  • сниженный уровень агрессии и импульсивности;
  • повышение успеваемости и самостоятельности в школе.

Помощь родителей

прогулка родителя с ребенком

Без помощи и поддержки родителей лечение гиперкинетического расстройства не даст необходимого эффекта. Поэтому им стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • следить за сбалансированный питанием ребенка, в котором не будет продуктов, повышающих возбудимость;
  • организовать досуг ребенка так, чтобы вся избыточная энергия выходила наружу (активные игры, занятия спортом, продолжительные прогулки);
  • стараться организовать режим дня малыша, чтобы он знал, что его ждет;
  • разговаривать, просить о чем-то нужно спокойным голосом и в понятной для ребенка форме;
  • исправлять и критиковать малыша только при необходимости и в мягкой форме, подкрепляя беседу положительными моментами;
  • при занятиях, требующих усидчивости и сосредоточения, давать ребенку достаточное время отдыха, не позволяя ему переутомляться;
  • составлять с ребенком инструкции по выполнению различных дел для развития самоорганизации;
  • хвалить его даже за небольшие достижения.
Читайте также  Астено-невротический синдром у детей (неврастения)

Профилактика

В качестве профилактических мер необходимо следить за:

  • педагогическим контролем;
  • отсутствием побочных эффектов от приема препаратов;
  • поддержанием комфортной психологической атмосферы в семье;
  • постоянным контактом с персоналом школы;
  • систематическим проведением поведенческой терапии в рамках коррекционной работы;
  • улучшением качества жизни;
  • соблюдением режима дня;
  • качеством сна.

Взаимодействие с детьми с гиперкинетическим расстройством: мой опыт

Работа с детьми, имеющими гиперкинетическое расстройство, отнимает у учителя много сил и энергии. Особенно тяжело, если такой ребенок находится в общеобразовательном классе среди 30 других учеников. Он не только требует к себе постоянного внимания, но и отвлекает остальных ребят во время урока.

Родители не всегда признают, что их чадо имеет проблемы, справиться с которыми невозможно только при помощи усиленного контроля и дисциплины. Когда они пренебрегают обследованиями и лечением, то лишают ребенка возможности учиться в полную меру своих возможностей, не перевозбуждаясь и не отвлекаясь на любой раздражитель.

Даже один курс лечения дает ощутимые результаты: ученик быстрее реагирует на слова учителя, имеет силы концентрироваться на задании и старается следить за своим поведением. Это значит, что постоянное наблюдение у специалистов позволит ему учиться в обычном классе и преодолеть гиперкинетическое расстройство к старшему возрасту.

Взаимодействовать с такими детьми получается только через доверие и ласку. Их постоянно нужно хвалить, акцентировать внимание на успехах, давать индивидуальную инструкцию и устанавливать четкие временные рамки на выполнение задания.

Дружеские отношения с одноклассниками, особенно с соседом по парте, также помогают в обучении ребенку с патологией. Друг может помогать контролировать готовность к уроку, выполнение и правильность задания. Дети редко замечают проблемы одноклассников подобного плана, относятся к ним с пониманием и заботой.

Родителям я бы рекомендовала спокойно и без агрессии реагировать на все проявления нарушения у ребенка. При этом следует четко контролировать его действия, давая короткие понятные пояснения и используя ограничения по времени.

Заключение

Многие из детей отличаются чрезмерной активностью, эмоциональностью и невнимательностью. Но если эти особенности доставляют неудобства в учебной деятельности, взаимоотношениях и поведении в социуме, то родителям не стоит оставлять это без внимания. Гиперкинетическое расстройство поведения у детей – это серьезная патология, которая требует обязательного лечения и контроля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector