Содержание
Импринтинг – интересный феномен в психологии, который есть как у людей, так и у животных. Он означает «запечатление». Импринтинг – это процесс прочного укоренения в памяти какого-то события или предмета, который произвел сильное впечатление.
Примером импринтинга в психологии животных может служить поведение новорожденных утят. Главным критерием в опознавании мамы-утки для них является движение. Они не могут принимать в учет другие параметры матери: не могут почувствовать ее запах, не могут опознать ее по голосу. Поэтому любой движущийся предмет, который первым попал в поле зрения утят, воспринимается ими как мама, поэтому они движутся за ним, стремятся к нему.
Что же такое импринтинг в социальной психологии?
Определение в психологии
В психологии импринтинг – это особый вид памяти, с помощью которого человек накапливает жизненный опыт, развивает у себя определенные навыки. Психофизиологи полагают, что импринтинг занимает промежуточное положение между врожденными инстинктами и специально организованным обучением. На определенном этапе онтогенеза мозг ориентирован на усвоение жизненно важной информации, это запечатление происходит мгновенно, в дальнейшем изменить его практически невозможно.
Зоопсихолог и этолог К. Лоренц первым обратил внимание на феномен запечатления у животных, который необходим им для выживания. В дальнейшем эта особенность психики из сферы зоопсихологии была перенесена на психику человека, где были установлены более широкие функции этого явления:
- с помощью него человек запоминает образы;
- импринтинг у человека лежит в основе формирования стереотипов поведения;
- это запечатление является ключевым понятием в психологии, объясняющим формирование ценностных ориентаций личности.
Сегодня установлено, что импринтинг – это в большей степени явление детской психологии: дети в возрасте от 1 до 3 лет стремятся всюду быть рядом с мамой, болезненно реагируют на вынужденную разлуку с ней. Хотя он имеет место и в период подросткового возраста, и в юношестве, и во взрослой жизни. На более поздних этапах онтогенеза феномен запоминания проявляется при возникновении новых для человека стрессовых ситуаций. Им может стать первая влюбленность, профессиональный успех или неудача.
Примечательно, что такое запечатление в дальнейшем определяет реакции и поведение человека в аналогичных ситуациях. Именно поэтому особое запечатление (импринтинг) используют практикующие психологи для коррекции неэффективного поведения клиентов.
Признаки запечатления
В психологии установлено, что признаки импринтинга – это:
- задействование в процессе образования нейронных связей, имеющих большой уровень чувствительности, благодаря чему запечатление становится необратимым;
- связь импринтинга с культурными традициями и родовспоможением;
- прочное закрепление образа в памяти после однократного предъявления;
- при импринтинге представление об образе предмета запоминается без дополнительных приемов и средств;
- привязка появления феномена в строго определенный момент онтогенеза;
- связь феномена с незнакомой для человека ситуацией, стрессовым событием;
- импринтинг запечатление в психологии очень прочное, оно накладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека;
Виды импринтинга
Принято выделять следующие виды импринтинга:
- Геномное запоминание. Это форма, проявляющаяся в постоянстве ДНК и видового типирования. Наблюдать ее можно не только у человека и животных, но и у растений.
- Запечатление в период новорожденности. Этот вид обеспечивает формирование эмоциональной связи между матерью и ребенком. В первые часы после рождения кожный контакт младенца и матери облегчает адаптацию малыша к миру. Именно в это время в сознании малыша прочно усваивается образ мамы. Вторичное запоминание появляется после того, как малыш проснулся. У него формируется чувство безопасности: мама рядом, еда всегда доступна.
Установлено, что дети, которых по объективным причинам разлучили с матерью после появления на свет, рискуют вырасти застенчивыми, неуверенными в себе. Длительная разлука новорожденного с матерью может привести к психической травме, последствия которой будет крайне сложно исправить.
- Эмоционально-двигательный тип. Он появляется, когда ребенок овладевает навыком самостоятельной ходьбы. Он полагает, что теперь он стал «взрослым».
Эмоционально-двигательное запечатление определяет формирование у малыша таких черт, как сила или слабость характера, упрямство или послушание, уверенность в себе или тревожность.
- Импринтинг, связанный с биологическим выживанием. Его можно наблюдать у детей в период раннего детства. Когда ребенок знакомится с окружающим миром, родители обращают его внимание на опасные места. В опасных ситуациях биовыживание проявляется в виде безусловных рефлексов.
Благодаря этому виду запечатления у ребенка формируются такие черты личности, как стремление к открытию нового или пассивность, лидерские способности или подчиненность.
- Вербальный тип. Эта форма основана на запоминании звуков и слов, которые человек успешно складывает в предложения.
- Ментально-манипуляционный тип. Он связан с пониманием речи и овладением языком. Благодаря этому виду запечатления, у ребенка развивается мышление, нарастает скорость обработки информации.
- Социальный импринтинг. Он проявляется в этнических стереотипах, принципах и ценностях взаимодействия людей. Его примером можно считать рекламу: использование напитка «Coca-Cola» в предновогодней рекламе привело к тому, что этот праздник у многих людей стал ассоциироваться не только с мандаринами, но и с этим напитком.
- Сексуально-социальный тип. Он появляется в подростковом возрасте. На основе него формируются моральные установки личности, отношение взрослеющего человека к семье и браку, национальная гордость, законопослушное поведение.
- Нейрогенетический тип. Этот вид запечатления объединяет все периоды эволюционного развития человечества, активируя все феноменальные возможности нервной системы.
- Территориально-эмоциональный тип. Эта форма помогает человеку адаптироваться к той или иной среде обитания, к расположению мебели в комнате.
Пример импринтинга из моей практики
Однажды ко мне на прием пришла Анна, ей было 25 лет. Она просила помощи: на протяжении многих лет она не может найти спутника жизни. Случаются мимолетные увлечение, двухнедельные романы, но серьезных отношений не получается.
Вместе с клиенткой мы начали анализировать отношения в ее родительской семье. Выяснилось, что она – единственный ребенок в семье, отец ушел из семьи, когда Ане было 3 месяца. Повторно замуж ее мама так и не вышла, отдавая много сил работе и домашним делам. О мужчинах мама Ани всегда отзывалась негативно: им нужен только секс, они бабники.
Затем мы перешли к анализу опыта отношений с противоположным полом у самой Анны. Выяснилось, что первая влюбленность у девушки случилась в 9 классе. Одноклассник пригласил ее на свидание, она была на седьмом небе от счастья. Однако кавалер не пришел. А на следующий день она увидела, как он обнимал девушку из параллельного класса.
Я рассказала девушке, что такое импринтинг в психологии, как метод импринтинга влияет на наши мысли, установки, поведение, реакции на события.
Так, первое негативное запоминание, связанное с брачно-семейными отношениями, было усвоено девочкой в детстве на бессознательном уровне. Когда отец ушел из семьи, мать регулярно подкрепляла в сознании девочки стереотип о том, что «все мужики – козлы». В подростковом возрасте образ из детского периода подкрепился предательством молодого человека, который был ее первой любовью. Именно этот двойной негативный пример импринтинга у человека препятствует отношениям с мужчинами.
Заключение
Импринтинг – это механизм, лежащий в основе поведения человека. Можно сказать, что импринтинг – это такая специфичная форма бессознательного обучения, которую организуют наши родители, а также новые ситуации в жизни. Молодым родителям следует помнить, что дети, вырастая, копируют их модель поведения в собственной семье. Важно обращать внимание на собственную речь, вредные привычки, поведенческие реакции в отношении супруга или супруги.