Глинотерапия в работе с детьми как метод психологической коррекции

Глинотерапия является одной из техник психокоррекции эмоциональной и личностной сферы. Технология коррекционного воздействия с помощью лепки фигурок из глины дает возможность коснуться сложного социального компонента в структуре личности.

Определение понятия

что такое глинотерапия

Глинотерапия – это вид арт-терапии, опирающееся на сенсорику и моторику человека. Главная особенность работы с глиной заключается в том, что возможность самовыражения в творческом процессе лепки, позволяет ребенку преодолеть свои личностные трудности. С точки зрения решения задач коррекции, важен не результат, а сам процесс лепки. Поведенческие девиации уходят, так как глинотерапия предоставляет возможность самовыражения.

Технология работы с глиной помогает негативным переживаниям трансформироваться в положительные эмоции.

Часто данная технология работы практического психолога используется в качестве дополнения к тренингам, одного из блоков программы реабилитационных занятий для инвалидов.

История возникновения

Глина с античных времен использовалась людьми в быту. Из нее строили дома, изготавливали посуду и домашнюю утварь. Также глина применялась в медицине: психиатры считали ее ключом к глубинам бессознательного.

Впервые глинотерапию как метод психологической коррекции стали использовать сторонники психоанализа. Эта технология открыла для них доступ к личностным архетипам.

Метод глинотерапии основан на том, что этот пластичный материал ассоциируется с теплом, мягкостью, здоровьем. Широкое распространение коррекция средствами лепки получила в последние десятилетия.

Сегодня технологию работы с глиной практикующие психологи используют в работе с замкнутыми или тревожными детьми. Глинотерапия в психологии считается эффективным средством вывода человека из депрессии.

Кому подходит глинотерапия

Глинотерапия подходит как для детей, так и для взрослых.

Глинотерапия для детей

глинотерапия для детей

В работе с детьми глинотерапия позволяет решать такие проблемы, как:

  • интеллектуальная недостаточность;
  • стресс и острые негативные эмоции;
  • склонность к нарушению социальных норм и правил;
  • склонность к агрессии и аутоагрессивному поведению;
  • слабое развитие навыков самоконтроля;
  • неуравновешенность психики;
  • эмоциональная холодность детей в отношениях с родителями;
  • ярко выраженный негативизм;
  • низкий уровень эмоционального интеллекта;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивность;
  • частые беспричинные изменения настроения;
  • повышенный уровень тревожности, наличие фобий;
  • заниженная самооценка;
  • замкнутость;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • трудности социализации.
Читайте также  Синдром Дориана Грея: чем опасен страх старения

Кроме того, работа с глиной развивает творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук, воображение, пространственное мышление. Методику глинотерапии используют в реабилитационных центрах при работе с детьми-инвалидами: эта технология стимулирует формирование компенсаторных механизмов для слепых, слабовидящих, глухих и слабослышащих детей.

Арт-терапевты и ведущие детских групп, работающие с трудными подростками, отмечают, что полагают, что глина – это материал, который в короткие сроки формирует у детей социально одобряемые модели поведения.

Глинотерапия для пожилых людей

Возрастных ограничений в работе с глиной не существует. Если детям и подросткам данный вид психокоррекции помогает справиться агрессивностью, тревожностью, девиантным поведением, то для пожилых людей глинотерапия является средством творческого самовыражения. На занятиях в творческих студиях бабушки и дедушки осваивают гончарное ремесло, выполняют художественное декорирование керамики.

Тактильные ощущения, возникающие во время соприкосновения с глиной, вызывают улыбку. Пенсионеры, увлеченные лепкой из глины, забывают навсегда о гипертонии, болях в суставах и психосоматических расстройствах.

Процесс лепки способствует философским размышлениям, помогает пожилым людям переосмыслить свой жизненный путь, подвести итог своей жизни. Глинотерапия дает пенсионерам эмоциональную разрядку через эмоциональное общение друг с другом во время занятий.

Упражнения

упражнения по глинотерапии

Приведу примеры упражнений в рамках глинотерапии, которые применяю в работе с детской группой или индивидуально:

  1. Упражнение «Образ Я». Цель этого упражнения – создать условия для выработки эффективных копинг-стратегий у детей. Способ решения поставленной цели – предложить детям слепить самого себя, отразив в скульптуре свои личностные особенности. Когда каждый сделал своего глиняного героя, психолог предлагает ребятам обыграть ту или иную ситуацию, где главными участниками развития событий будут их глиняные человечки. В ходе проигрывания ситуаций обнаруживаются личностные трудности участников – психолог иногда останавливает игру и комментирует происходящее.
  2. Упражнение «Глиняное поле». Цель упражнения – создание условий для развития коммуникативных навыков группы детей. Для данного упражнения необходим пластиковый ящик, заполненный глиной. Это так называемое поле, на котором детям предлагается сделать город и его жителей. В процессе работы детям приходится договариваться о разделении территории «поля», совместно обсуждать количество построек и их архитектурное единство.
  3. Упражнение «Страхи». Цель – коррекция уровня тревожности, ликвидация фобий. Данное упражнение я применяю в индивидуальной работе с детьми и подростками. Я предлагаю клиенту слепить то, что, по его мнению, является самым страшным. Далее мы вместе анализируем получившуюся фигуру. Я предлагаю ребенку придумать способы трансформации глиняной фигурки. Упражнение нужно повторить несколько раз на разных занятиях. Постепенно у клиента растет уверенность в себе, а тревожность снижается, страх пропадает.
После окончания курса глинотерапии психолог проводит индивидуальные консультации для родителей, знакомит их с результатами психокоррекционной работы, дает рекомендации.

Мой опыт

В своей практической деятельности я использую глинотерапию в качестве средства диагностики, потому что именно эта технология лучше всего позволяет понять специалисту, что творится в детской душе. Фигурки, которые делают дети из глины, передают их эмоциональное состояние, психологический климат в семье и детском коллективе. Глинотерапия помогает мне выбрать методы дальнейшей работы с клиентом.

Читайте также  Как управлять подсознанием: 5 эффективных способов

Кроме того, я использую упражнения и техники глинотерапии при проведении курса занятий с дошкольниками по подготовке их к школьному обучению. Лепка развивает мелкую моторику рук, синхронизирует работу левого и правого полушарий мозга.

На общем самочувствии ребенка положительно сказывается занятия глинотерапией. Возможно, это связано с тем, что в процессе лепки происходит массаж активных точек на пальцах рук и ладонях.

Заключение

Как и другие разновидности арт-терапии, глинотерапия основана на предоставлении клиенту возможности свободного самовыражения. Никто не требует от клиента создать шедевр. Здесь важнее процесс работы, а не ее результат. Глина – это удивительный материал ,который может быть как жестким, так и мягким. Этой особенностью объясняются широкие психокоррекционные возможности глинотерапии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector