Содержание
Транзактный анализ ответит на главный вопрос вашей жизни: почему у меня ничего не получается. Бывало ли у вас так, что стараетесь, прикладываете усилия, но так и не можете добиться желаемого? Обвинять можно что угодно. Это могут быть обстоятельства, окружающие люди, обстановка в стране и многое другое. Но что если проблема в вас самих? Об этом и расскажет транзактный анализ. Его создатель Эрик Берн считал, что вся наша жизнь запрограммирована еще в детстве. Так ли это на самом деле?
Сущность транзактного анализа по Эрику Берну
Транзактный анализ (ТА) в психологии – это методика, позволяющая описать и проанализировать поведение отдельного человека или группы. По-другому называется трансакционным или трансактным анализом. Применяется для лечения сложных психологических проблем. Его автор – психотерапевт Эрик Берн.
Трансактный анализ Э. Берна появился в 60-е годы прошлого столетия и сразу же приобрел популярность. Отчасти из-за своей простоты, доступности.
ТА преследует несколько целей:
- Найти, устранить стереотипы в поведении.
- Определиться с ценностями, научиться принимать решения, учитывая при этом свои возможности и потребности.
- Понять свой внутренний мир.
- Разобраться во взаимоотношениях с окружающими людьми.
- Научиться не скрывать чувства.
- Поверить самому себе.
Интересно, что проводить трансактный анализ Эрика Берна можно в любом месте: дома, в школе, на работе. Его применяют в бизнесе и в общении. Но многие психологи считают, что все же лучше пройти консультирование у специалистов. Без их помощи добиться существенных улучшений не получится.
3 эго-состояния
Согласно трансактному анализу, на протяжении всей жизни человек находится в одном из 3 состояний: родитель, ребенок, взрослый. Рассмотрим подробнее каждое из них.
Родитель
Новорожденный ребенок еще ничего не знает о мире. До более-менее сознательного возраста, когда он может получать информацию и формировать опыт (3 года), знания дают находящиеся рядом взрослые. На них лежит серьезная ответственность. Детей нужно научить безопасности, рассказать о чувствах и эмоциях, объяснить, что хорошо и что плохо. Причем часть этих знаний взрослые передают осознанно, часть неосознанно. К тому же, в этом процессе участвуют жесты, мимика, эмоциональное состояние.
Наблюдая за родителями, ребенок создает внутри себя их образ. В психологии это называется интроектом. У каждого человека в сознании множество таких интроектов. Среди них могут быть не только родители, но и бабушки, дедушки, старший брат или сестра, друзья семьи.
Эго-состояние родителя – это и есть внутренние образы взрослых. Они бывают 2 видов:
- Контролирующий. Это внутреннее «Я», которое постоянно критикует. Оно обесценивает все ваши поступки, постоянно ругает. И это еще не все. В состоянии «контролирующего родителя» вы замечаете любые недостатки в окружающих людях, злитесь на них за это. Для этого состояния характерно наличие запретов, ограничений, указаний. Есть здесь и система наказаний за проступки.
- Заботливый. Это родитель, который проявляет любовь, доброту, заботу. Как и в предыдущем случае, это образ кого-то из детства. Находясь в таком состоянии, человек расслабляется, отдыхает, заботится о других. И это несмотря на возможные трудности на работе или какие-либо другие проблемы. Здесь тоже есть наказания за провинности. Но «заботливый родитель» менее категоричный, известен своей дипломатичностью.
Эго-состояние родителя — важная часть личности. Оно помогает находить общий язык с окружающими людьми, взаимодействовать с ними. Но бывают случаи, когда «родитель» доминирует. Тогда случается внутренний конфликт. Человек живет не своей жизнью. Он руководствуется опытом взрослых, чей образ остался в его подсознании. Делать так не стоит. Чужой опыт, конечно, пригодится. Но слепо следовать ему не стоит.
Ребенок
В трансактном анализе Берна эго-состояние «ребенок» — это эмоциональный опыт. Ребенок получает его, находясь еще в утробе. После рождения его передают родители. И не важно, как они это делают. Главное, какие чувства и эмоции они испытывают и показывают в этот момент. Дети не умеют мыслить рационально. Но они тонко чувствуют смену эмоционального состояния мамы или папы.
В отличие от «родителя», для которого характерны указания и запреты, для «ребенка» характерны чувства, эмоции, удовлетворение потребностей. Сюда же относятся мечты, желания, фобии. «Родители» – это образы взрослых. Эго-состояние «ребенок» — это дети в разный период времени.
Эго-состояние «ребенок» бывает 3 видов:
- Адаптивный. Эмоциональный опыт, идущий с того времени, когда на вас влиял «контролирующий родитель». В этом состоянии вы испытываете страх, подавленность, не разрешаете себе спорить, соглашаетесь на любую ответственность и обязанности. Главная фобия — быть отверженным. Это состояние, в котором сильно падает ваша самооценка. Вас преследуют стыд, страх, обида.
- Бунтующий. Разновидность «адаптивного ребенка». Это человек, который от всего устал. Пример – подросток-неформал. Чаще всего неформальность — это всего лишь попытка избавиться от влияния слишком строгих родителей. Лет до 13-14 такие дети ведут себя безукоризненно. Но в какой-то момент выходят из-под родительского контроля и пускаются «во все тяжкие». Внутри них живет злоба, страх. Они выливаются в протест. Обычно он случается в 3 года, когда ребенок становится излишне самостоятельным, в подростковом возрасте и после каждые 10 лет.
- Свободный. Такое эго-состояние развивается у тех детей, которые жили во вседозволенности. Но не в прямом понимании этого слова. Им можно было делать все, что не представляет опасности. Для этого состояния характерно творческое мышление, креативность, жизнерадостность. «Свободный ребенок» в любой момент может сорваться с места и поехать на прогулку в другой город. Или неожиданно заняться изучением китайского языка. Новые идеи в нем просто бьют ключом.
Главное достоинство «ребенка» — эмоциональность, свобода. Но есть у него и недостаток: как в случае с «родителем», он далек от реальности. Реагирует только на те ситуации, которые когда-то с ним уже происходили.
Взрослый
Это состояние при трансактном анализе считается чем-то средним между «ребенком» и «взрослым». Человек не настолько эмоциональный, как дети, но при этом и не подчиняется установкам и ограничениям родительских образов. «Взрослые» могут адекватно воспринимать мир вокруг себя, принимать взвешенные решения, руководствуясь при этом здравым смыслом.
Впервые осознанность появляется в возрасте 3 лет. Ребенок осознает себя как личность, понимает, что он не похож на маму и папу. Его, конечно, сложно назвать полноценным «взрослым», но задатки уже есть.
Согласно теории трансактного анализа, в этом состоянии человек проводит большую часть своей жизни. Но время от времени он может быть кем-то другим. Чаще всего это случается в стрессовых ситуациях.
Как определить, в каком состоянии вы находитесь
Достаточно немного понаблюдать за поведением. Каждое эго-состояние имеет свои характерные черты:
- «Ребенок» часто говорит такие фразы: «Я хочу», «Меня это сильно злит», «Мне нет до этого дела». Эмоции отображаются на его лице. Это может быть взгляд куда-то под ноги, дрожащие губы, выражение восторга.
- «Родители» постоянно что-то запрещают, указывают, напоминают о чувстве долга. Они качают головой, принимают грозный вид, скрещивают руки на груди.
И, наконец, «взрослые». Они во всем ищут пользу, предлагают посчитать выгоду, обсудить целесообразность того или иного действия, решения. Они постоянно о чем-то думают.
Трансакции
В современном транзактном анализе трансакции — это процесс взаимодействия между эго-состояниями двух людей. Они состоят из 2 частей: стимул и реакция.
Существует несколько видов трансакций:
- Дополняющие или параллельные. Стимул от одного человека дополняется реакцией другого. Происходит общение. Допустим, вы спросили: «Который час?». Это стимул. Собеседник вам ответил. Это реакция. В таких условиях взаимодействие длится достаточно долго. При этом практически не возникает конфликтных ситуаций.
- Пересекающиеся или перекрестные. Для этого вида трансакций характерны конфликты. Одна сторона посылает стимул от «взрослого», а другая отвечает от «ребенка» или «родителя». Например, муж спросил у жены, где лежат его часы. Она, вместо того, чтобы ответить на вопрос, говорит, что он всегда и во всем считает ее виноватой. С небольших упреков и начинается ссора. Так будет продолжаться долгое время. Ситуация изменится, если стороны конфликта сознательно перейдут в эго-состояние «взрослого».
Есть еще один вид трансакций — скрытые. Они сильно отличаются от двух других. Здесь задействовано сразу несколько эго-состояний. Если сказать кратко, человек говорит одно, а подразумевает другое. Часто он даже не осознает, в какой роли сейчас находится.
Поглаживания
В трансактном анализе это еще один вид взаимодействия между эго-состояниями «ребенка» и «родителя». Дети всегда ищут одобрения от мамы или папы. В психологии эти одобрения называются поглаживаниями. Они бывают 3 видов:
- Вербальные. Проявляются в комплиментах, похвале.
- Невербальные. Сюда относятся жесты, мимика, подмигивания.
- Физические. Это рукопожатия, похлопывание по плечу.
«Поглаживать» человека можно безусловно (за то, что он есть) и условно (за какие-либо действия). При этом посыл может быть позитивным и негативным.
Анализ психологических игр по Берну
Что такое игры в психоанализе? Это неосознанный поведенческий стереотип, состоящий из нескольких частей. Речь идет о слабости, ловушке, ответе, ударе, расплате и вознаграждении. Действия провоцируют появление чувств. Причем они усиливаются к концу игры. Еще с каждым действием идет вышеописанное поглаживание. Его интенсивность также увеличивается.
По мнению Эрика Берна, существует 6 видов психологических игр. Каждый из них имеет свои подвиды:
- На 2, 3, 5 игроков. Участников может быть и больше. Пример – «Фригидная женщина», «Алкоголик», «Почему бы тебе не».
- С использованием слов, денег, частей тела. Это «Психиатрия», «Должник», «Мне требуется операция» соответственно.
- С разными клиническими типами: истерический, навязчивый, параноидальный, депрессивный. Примером являются игры «Насилуют», «Растяпа», «Почему со мной всегда так», «Опять я за старое».
- В зависимости от зон. Бывают оральные («Алкоголик»), анальные («Растяпа»), фаллические («Подеритесь») игры.
- Психодинамические. Делятся на 3 подвида: контрфобия («если бы не ты»), проекция («Родительский комитет»), интроекция («Психиатрия»).
- Отличающиеся инстинктивными влечениями. Выделяют 3 подвида: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина»).
Стоит отметить, что игры имеют 3 качественные характеристики:
- Гибкость. В некоторых играх используется только один вид материала. В других же проявляется гибкость.
- Цепкость. Некоторые люди без труда прекращают игру. Но есть и те, кто не может отказаться от них.
- Интенсивность. Игры могут быть легкими и тяжелыми. Игроки также бывают разными: расслабленными, напряженными, агрессивными.
Независимо от вида, игры оказывают мощное влияние на жизнь каждого человека.
Характеристики игр по Э. Берну
Рассмотрим подробнее некоторые игры из трансакционного анализа Эрика Берна. В психотерапии они имеют цель, роль, динамику, социальную и психологическую парадигму, ходы, выгоду.
«Алкоголик» | «Попался» | «Посмотри, что я сделал из-за тебя» | |
---|---|---|---|
Цель | Самокритика, самообвинение | Оправдание | Как и во втором случае, оправдание |
Роль | Непосредственно Алкоголик, его Преследователь, Спаситель, Простак | Жертва и Агрессор | |
Динамика | Оральная депривация (лишение человека чего-то важного, влекущее за собой разрушение) | Гнев ревности | Динамика игры может быть мягкой и жесткой, сопряженной с гневом |
Социальная парадигма | Один «взрослый» просит другого высказать ему всю правду или помочь побороть пагубную привычку. Второй обещает быть откровенным | Один «взрослый» указывает другому на его проступок. Второй соглашается, что был не прав | |
Психологическая парадигма | Человек в состоянии «ребенка» играет в догонялки, надеется, что его не поймают. «Родитель» в это время приводит веские причины, почему нужно бросить пить | «Взрослый» предупреждает «ребенка», что видит все его действия. «Ребенок» понимает, что был пойман. «Взрослый» сообщает о своем недовольстве, наказании | Участники стремятся избежать ответственности. Они считают, что обвинять их попросту не в чем |
Ходы | Сначала идет провокация, потом обвинение и, наконец, прощение. Либо в другом порядке: снисходительность-гнев-разочарование | Есть 3 варианта: провокация-обвинение, защита-обвинение и защита-наказание | |
Выгода | Человек утешает себя, удовлетворяет сиюминутные желания. Алкоголь используется как возможность избежать различные формы близости. Часто это вызов окружающим людям: «Попробуйте меня остановить» | Это возможность оправдать свой гнев, какие-то недостатки характера. Такой стиль поведения позволяет двум людям (преимущественно одного пола) обменяться гневными тирадами. Некоторые люди после такой игры решают, что никому нельзя доверять | Угроза сексуальной близости ускоряет игру. Так называемый «оправданный» гнев помогает ее избежать |
В других играх Э. Берн выделял только тезисы и антитезисы. Возьмем, к примеру, «Ударь меня». Обычно ее участники совсем этого не хотят, но намеренно провоцируют других игроков. И часто они достигают своей цели. К таким людям относятся те, кого не принимают в обществе, изгои, женщины легкого поведения, а также люди, которые никак не могут найти постоянное место работы. Когда они добиваются логичного результата своего поведения, у них возникает всего один вопрос: «Почему со мной всегда так?».
О понятии «жизненный сценарий»
В методе трансактного анализа есть понятие «жизненный сценарий». О нем Берн пишет в своей книге «Люди, которые играют в игры». По мнению автора, программа жизни людей формируется в дошкольном возрасте. В эпоху Средневековья этого правила придерживались учителя и священники. Они даже предлагали забрать ребенка на обучение и после 6 лет отдать его обратно родителям.
Берн говорил, что сценарий — это план жизни, хранящийся глубоко в подсознании. На его формирование влияют, в первую очередь, мать и отец. По его словам, к действию человека побуждает некая внутренняя сила. И как бы он не старался ее победить, финал часто отличается от желаемого. Так, например, многие люди стремятся заработать много денег, но продолжают терять их. Другие же в это время достигают успеха.
Интересно, что первые 2 года сценарий ребенка в большей степени зависит от мамы. Заложенная ею программа в психотерапии считается его первичным протоколом, жизненной позицией.
За первый год после рождения в сознании ребенка формируется или доверие, или недоверие к окружающему миру. У него появляются некоторые убеждения относительно себя самого себя и тех, кто находится рядом. Он понимает, что он хороший, у него все в порядке или наоборот.
То же самое и в отношении других людей. Они хорошие, у них все в порядке или они плохие и у них не все в порядке. Это жизненные позиции. Обозначим их Я и Ты. «Все в порядке» — «+», «не все в порядке» — «-». Сочетание этих позиций является основой сценария жизни каждого человека. Рассмотрим подробнее:
- Я+, Ты+. Это безусловный успех. Признак здоровой личности, которая уверенно идет к победе. Такую позицию можно усвоить в раннем детстве или добиться, усердно работая над собой.
- Я+, Ты-. Осознанно или неосознанно человек играет в психологическую игру «Ты виноват». Он видит в окружающих врагов. Более того, он стремится от них избавиться. Это касается не только посторонних людей, но и родственников, друзей, даже детей. В особо серьезных ситуациях человек с такой позицией становится убийцей.
- Я-, Ты+. Позиция депрессивности. Человек занимается самоуничтожением. И, что самое страшное, передает этот сценарий детям. Такие люди в большинстве своем меланхолики, неудачники, которые всю жизнь проводят в одиночестве.
- Я-, Ты-. Полная безнадежность. Как в предыдущем случае, это сценарий неудачника.
Отказаться от жизненной позиции и изменить сценарий жизни очень сложно. Это похоже на попытки вытащить фундамент, не разрушив дом. Но такая возможность все же есть. Помощь окажет опытный психолог или психотерапевт.
Стоит сказать, что от жизненных позиций зависит то, как будут складываться взаимоотношения с окружающими людьми. Позиция собеседника бросается в глаза еще при первом знакомстве. А подобное, как известно, привлекает подобное. Если вы счастливый, жизнерадостный человек, то и круг общения у вас такой же. Вряд ли вы захотите общаться с вечными нытиками.
Литература о транзактном анализе
Лучше понять основы и преимущества трансактного анализа в психотерапии поможет специализированная литература:
- «Трансакционный анализ и психотерапия», Эрик Берн.
- «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений», Эрик Берн.
- «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», Эрик Берн.
- «Игры, в которые играют успешные люди. Мастер-класс по практической психологии», Пия Билунд, Коре Кристиансен.
- «Техники транзактного анализа и психосинтеза», Ирина Малкина-Пых.
Возможно, поначалу эти книги покажутся сложными. Но их чтение – отличная возможность заглянуть внутрь себя.
Заключение
Трансактный или трансакционный анализ под руководством специалиста поможет понять, почему ваша жизнь складывается именно так, а не по-другому. Согласно его создателю, Эрику Берну, еще в детстве в подсознании каждого человека закладывается его жизненный сценарий. И ему вы следуете на протяжении многих лет. Вот в чем кроется корень многих проблем. Если вам кажется, что что-то идет не так, не бойтесь обратиться к психологу. Возможно, сеанс транзактного анализа поможет вам исправить ситуацию.