Арт-терапия – что это за метод коррекции в психологии

Арт-терапия – одно из самых интересных направлений практической психологии. Сегодня арт-терапия имеет многочисленные формы и вариации, эту методику работы используют психотерапевты, клинические психологи и педагоги-психологи.

Как терапевтический метод, арт-терапия появилась в середине прошлого века, когда закончилась Великая Отечественная Война. Но арт-терапия используется многими людьми самостоятельно, а не только как метод коррекции эмоциональных состояний, тех или иных отклонений в психике и поведении. Многие считают это занятие своим хобби, занимаясь арт-терапией в домашних условиях.

Так что же это – арт-терапия? Стихийный творческий процесс или целенаправленное решение проблем посредством искусства?

Сущность арт-терапии

что такое арт-терапия

Что такое арт-терапия в психологии? Арт-терапия – это исцеление творчеством. Это означает, что в психологии арт-терапия через творческую самореализацию позволяет человеку обрести гармонию с собой и с миром, сбросить психоэмоциональное напряжение. Этот метод психокоррекции позволяет установить связь между сознательной сферой человека и его подсознанием. Это своеобразный мост между бессознательной сферой и разумом.

Методы арт-терапии основаны на метафоре, которая вскрывает причины тех или иных негативных отклонений в поведении, сбоев в работе нервной системы. Человек с помощью различных материалов создает образ своей проблемы и под руководством психолога работает с ним. Кроме метафоры в арт-терапевтических техниках используется пантомима: посредством движений под музыку или во время прослушивания сказки происходит исцеление души. Различные направления творчества снимают блоки сознания с эмоциональной сферы, позволяя человеку проработать негативные переживания.

Арт-терапия в психологии используется также как диагностический метод. В силу индивидуальных особенностей, некоторым людям сложно вербализовать свою проблему. К примеру, дети вообще не осознают наличие проблем в своем эмоциональном состоянии. Понять психоэмоциональное состояние человека психологу помогают проективные методики, которые являются вариациями арт-терапевтических техник.

История метода

Адриан Хилл

Кратко опишу историю возникновения и развития метода.

К какой области науки относится арт-терапия? Конечно же, к психологии. История метода началась с психоаналитической школы. Считается, что в процессе занятий творчеством находят выход эмоции и чувства человека, его жизненные ценности и ориентиры, а также неосознаваемые психические состояния индивида.

Кто же ввел термин «арт-терапия»? Термин «арт-терапия» ввел в употребление А. Хилл. Он же сформулировал определение и основные положения арт-терапии. Его пациенты избавлялись от тревожности с помощью рисования. А. Хилла считают основоположником классических видов арт-терапии.

Маргарет Наумбург

Основателем психодинамической арт-терапии является Маргарет Наумбург, которая использовала творческие задания для коррекции различных отклонений у детей с умственной отсталостью.

После Великой Отечественной Войны приемы арт-терапии стали применяться в реабилитационной работе с детьми. А в 1969 году в США появилась ассоциация психологов, которые занялись детальным изучением психокоррекционных возможностей различных направлений искусства. Сегодня Американская ассоциация арт-терапии считается крупнейшим союзом специалистов в области этого направления коррекционно-развивающей деятельности. В 1997 году в России для развития теории и практики арт-психологии было создано национальное сообщество арт-терапевтов.

Цели метода

В психологии цель арт-терапии – создать условия для творческого самовыражения личности, обретения человеком гармонии с собой и с миром. Методики арт-терапии ориентированы на нормализацию психоэмоционального состояния человека, коррекцию процессов возбуждения в нервной системе и исправление поведения.

Задачи метода

развитие креативности

Задачи арт-терапии определяются запросом клиента. Основные задачи, которые позволяет решить арт-терапия, это:

  • углубленная диагностика личности клиента;
  • помочь человеку осознать проблему и выразить свои переживания с помощью той или иной техники;
  • помочь справиться с фобиями и паническими атаками;
  • помочь клиенту узнать свои личностные особенности и научить их использовать;
  • совместно с пациентом определить причину подавленности, депрессии, личностной тревожности;
  • обучать клиентов навыкам самоанализа;
  • научить справляться с чувством вины, помочь отказаться от позиции жертвы;
  • повышать самооценку индивида;
  • научить человека прорабатывать негативные эмоции, формировать его стрессоустойчивость через освоение релаксационных техник;
  • формировать у клиента эффективные модели поведения;
  • способствовать гармонизации взаимоотношений пациента с окружающими, коллегами, членами семьи;
  • развивать социально полезные черты личности клиента;
  • развивать креативность и умение нестандартно мыслить;
  • формировать эстетический вкус.

Примеры задач арт-терапии показывают масштабность этого направления в психологии. Этим обусловлено появление различных видов арт-терапии.

Виды

Глинотерапия

Психологи часто используют такие виды арт-терапии, как:

  1. Изобразительные техники арт-терапии. К этому виду относятся все техники, которые связаны с рисованием по кругу. В процессе создания рисунка находит выход собственное «Я» индивида. При анализе законченных иллюстраций психологи большое внимание уделяют цветовой гамме. Например, если клиент в подавленном эмоциональном состоянии раскрашивает мандалу, то он бессознательно выберет для нее темные синие и зеленые оттенки. Если аналогичное задание будет выполнять гиперактивный ребенок, то в рисунке будут преобладать красный, оранжевый и желтый оттенки. К данному направлению относятся проективные рисуночные психологические тесты. Например, если у ребенка конфликт с кем-то из родственников, то он «забудет» нарисовать этого члена семьи на своем листе.
  1. Глинотерапия. По определению психотерапевтов, глина – это лучший материал для арт-терапии, который открывает глубины бессознательной сферы психики. Когда человек лепит фигурки из глины, он прорабатывает свои проблемы. Лепка повышает уверенность в себе, развивает творческие способности, учит человека идти на компромисс в споре, помогает индивиду забыть обиды и наладить отношения с близкими.
  2. Песочная арт-терапия как метод релаксации. Работа в песочнице проводится с использованием небольших фигурок людей или животных. Основная цель песочной арт-терапии заключается в организации общения детей с использованием игрушечных персонажей. В ходе занятий в песочнице дети учатся сотрудничать, общаться, открыто говорить о своих эмоциях, решать конфликтные ситуации. Популярное направление работы с песком – создание из него мандалы. Это помогает определиться с жизненными целями и ориентирами.
  3. Бумагопластика, квилинг, оригами, аппликация. Эти виды творчества задействуют нервные окончания, находящиеся в кончиках пальцев. Такие занятия оказывают положительное действие на нервную систему, помогают нормализовать эмоциональный фон.
  4. Сказкотерапия. С помощью этого метода психологи устраняют негативные поведенческие реакции у детей, формируют у них эффективную систему ценностей. Детям нравится отождествлять себя с положительными героями сказок. Им хочется стать добрыми волшебниками, благородными рыцарями, мудрыми царевнами, поэтому они легко перенимают модель поведения положительного героя, описанную в литературном произведении.
  5. Куклотерапия. Термин «куклотерапия» в арт-терапию ввели Шишова и Медведева при организации занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Манипуляции с куклами развивают самосознание, способствуют сохранению психологического здоровья детей, позволяют им быстрее усвоить принципы и нормы социального взаимодействия. Если данная методика применяется в работе со взрослыми, то психолог предлагает им самостоятельно изготовить куклу из ткани, ниток, бумаги или любого другого подручного материала. В этом случае человек, изготавливая куклу, передает в поделке свои личностные особенности, которые затем анализируются психологом.
  1. Музыкотерапия. Методика используется с целью оптимизации эмоционального фона. Психотерапевт рекомендует клиенту к прослушиванию определенные музыкальные композиции, а затем происходит обсуждение. Терапевт задает клиенту вопросы: «Какие эмоции вызвала музыка?», «Какие образы возникали во время звучания музыкального произведения?», «Какие изменения были отмечены в теле: появилось ощущение тепла, расслабленности? Или напротив мышцы находились в напряженном состоянии?» Ответы клиента позволяют специалисту понять причины проблем и определить способы их устранения. Вариантом музыкотерапии является самостоятельная игра человека на том или ином музыкальном инструменте. Специалисты в области арт-терапии используют интересное задание: вовлекают клиентов в рисование музыки. Это простое упражнение помогает взрослым и детям выразить чувства и переживания на бумаге, а затем проанализировать их с помощью психолога.
  1. Танцевальная психокоррекция. Это вид импрессивной арт-терапии. Танец позволяет человеку лучше осознать границы собственного тела, а также научиться чувствовать социальные границы в общении. Танцевальные упражнения в арт-терапии позволяют человеку повысить самооценку, научиться эффективным жестам, улучшить понимание невербалики в процессе общения, избавиться от внутриличностных комплексов.
  2. Фототерапия. Эта методика помогает решать психологические проблемы клиентов. Для работы можно использовать готовые фотокарточки или же предложить клиенту сделать снимки самостоятельно. На занятиях с психотерапевтом люди составляют рассказы по фото, делают коллажи. Эти формы работы способствуют личностному росту индивида.
  3. Библиотерапия и кинотерапия. Эти техники арт-терапии используются при работе со взрослыми. В этих направлениях психолог предлагает клиенту ознакомиться с поучительной книгой или фильмом, а затем организует обсуждение произведения или кинокартины.
  4. Метафорические карты. Данная техника основана на ассоциациях. Она помогает индивиду сделать правильный выбор, найти нестандартное решение, всесторонне проанализировав трудную ситуацию.
  5. Психодрама. Понятие психодрамы в арт-терапии связано с исполнением той или иной социальной роли. Технология представляет собой проигрывание проблемных ситуаций. Методика эффективна при коррекции проблем социализации, устранении закомплексованности, а также при работе с психическими отклонениями. Однако некоторые практикующие психологи считают, что психодрама не относится к разновидностям арт-терапии.
Читайте также  Лонгитюдное исследование: признаки, примеры

Отдельным видом данного метода является теория использования арт-терапии в гостиничном сервисе.

Есть еще так называемая пассивная арт-терапия – это созерцание предметов искусства (картин, декоративно-прикладного творчества), в результате чего человек получает эстетическое удовольствие.

Те или иные техники и упражнения арт-терапии психолог выбирает с учетом возраста клиента и его запроса.

Показания для проведения терапии искусством

Как работает арт-терапия? Кратко опишу проблемы, с которыми успешно справляется арт-терапия.

Считается, что такое направление психокоррекции как арт-терапия эффективно при решении следующих проблем:

  • возрастные кризисы;
  • отставание ребенка в психическом или речевом развитии;
  • депрессия, преобладание пониженного тонуса и плохого настроения;
  • эмоциональное выгорание, стресс, психотравма;
  • синдром хронической усталости;
  • низкая самооценка, наличие внутриличностных комплексов, негативное самовосприятие;
  • повышенная тревожность;
  • неустойчивость психики;
  • психоэмоциональные проблемы;
  • различные фобии, панические атаки;
  • трудности в общении с членами семьи, друзьями, коллегами, конфликтность, раздражительность, импульсивность;
  • патологическая ревность;
  • вынужденное одиночество, длительная социальная изоляция;
  • трудности социализации.

Здесь перечислены лишь основные показания к применению арт-терапии.

Особенности использования

В каких учреждениях можно проводить занятия по арт-терапии? Такие курсы могут быть организованы в детском саду, в школе, в психологических центрах, в сфере дополнительного образования, в центрах дневного пребывания пожилых людей. В последние годы арт-терапия широко применяется в медицине.

Право вести занятия по арт-терапии имеют только квалифицированные психологи и психотерапевты. Кроме диплома о психологическом образовании у специалиста должно быть свидетельство об окончании курсов по терапии творчеством.

В индивидуальной форме творческие психотерапевтические занятия могут проводиться короткими курсами (3-5 сеансов). Такой формат позволяет успешно справиться с простыми психолого-педагогическими проблемами.

Если же человек находится в тяжелой депрессии, у него наблюдается посттравматический синдром, имеются психические отклонения, то ему требуется длительная систематическая работа с психотерапевтом. Курс терапии творчеством в этом случае будет состоять из 15–30 занятий. Для стойкого положительного эффекта от занятий творчеством понадобится дополнительная медикаментозная терапия. Правильно подобрать медицинские препараты могут психотерапевты и психиатры.

Для дошкольников

Выбирая методы арт-терапии в работе с детьми, психологу следует учитывать особенности психологии дошкольников. Простыми словами можно сказать, что арт-терапия с дошкольниками – это такой вид деятельности, в котором ребенок проявляется себя и свои способности.

Читайте также  Чем полезны шахматы, что они развивают

Психокоррекционные задачи с этой возрастной категорией клиентов успешно решаются в ходе изобразительной деятельности, в процессе организации работы детей с песком или глиной, а также средствами сказкотерапии.

В период дошкольного детства арт-терапия – это инновационный метод развития мышления, воображения и эмоционально-волевой сферы. В ходе таких занятий у детей формируются коммуникативные навыки и умение сотрудничать.

В психологических центрах и студиях детского развития арт-технологии применяются при организации курсов подготовки старших дошкольников к школьному обучению. Эта методика эффективна при работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Для младших школьников

Поступление в школу связано с глобальной перестройкой всего организма. Первоклашкам трудно адаптироваться к смене ведущего вида деятельности, выдерживать большие интеллектуальные нагрузки. Избежать стресса в период адаптации первоклассникам помогает такая техника арт-терапии, как раскраски-антистресс.

Занимаясь раскрашиванием, ребенок не только дает волю эмоциям, но и получает эстетическое удовольствие. Кроме того, раскрашивание мелких деталей – это прекрасная тренировка для мышц руки, произвольности и мелкой моторики. Если тематика рисунка подобрана с учетом интересов ребенка, то при работе с ним у ребенка формируется мотивация достижения: он старается выполнить работу аккуратно, потому что ему важен не только процесс, но и результат.

На протяжении всего обучения в начальных классах арт-терапия для детей может применяться как метод профилактики девиантного поведения. Для школьных психологов эта технология является экспресс-диагностикой детско-родительских отношений, психоэмоционального состояния ребенка, а также социально-психологического климата детского коллектива.

Для подростков

особенности использования арт-терапии для подростков

Термин «арт-терапия» впервые был использован в статьях о коррекции девиантного поведения. Сегодня эта методика, позволяющая самореализоваться, активно используется специалистами кризисных центров при работе с трудными подростками. Посещение курсов арт-терапии приносит пользу юношам и девушкам:

  • определить жизненные цели и приоритеты;
  • победить застенчивость;
  • повысить самооценку;
  • научиться общаться с противоположным полом.

Для взрослых

Как метод психологической коррекции арт-терапия используется в работе и со взрослыми. Этой категории клиентов методика помогает:

  • выйти из состояния затянувшейся грусти;
  • простить близкого человека;
  • проработать негативные эмоции (страх, гнев, стыд);
  • вылечить невроз;
  • победить зависимости;
  • повысить самооценку;
  • научиться принимать судьбоносные решения;
  • улучшить отношения с сексуальным партнером;
  • предупредить возникновение эмоционального выгорания.

Арт-терапия для взрослых организуется в кризисных и психологических центрах.

Для пожилых людей

Определение возрастных границ в арт-терапии не требуется. Это направление в психологии также используется при работе с различными категориями клиентов, в том числе с пожилыми людьми. Данной категории клиентов арт-терапия помогает решить социальные проблемы, устранить дефицит общения. Занимаясь в группе творчеством, пожилые люди обмениваются друг с другом своими мыслями, чувствами, переживаниями. Бабушкам и дедушкам творческие занятия дарят желание жить, с пользой проводить время.

Если человек болен неизлечимой болезнью, творчество помогает ему психологически подготовиться к смерти.

Организация занятий по арт-терапии

Организация занятий по арт-терапии

В зависимости от возраста участников, продолжительность занятия обычно составляет 45-120 минут. Занятие арт-терапией обычно делится на 2 части (теоретическую и практическую), что дает возможность человеку расширить свои знания о той или иной проблеме, а затем погрузиться в творческий процесс.

Группы для творческих занятий могут быть следующих типов:

  • студийные (в этом случае работа организуется по типу кружкового объединения, где участники не только занимаются созданием уникальных произведений искусства в разных техниках, но и изучают теоретические основы арт-терапии);
  • открытые (это группы, к работе в которых желающие могут присоединиться в любой момент);
  • закрытые (это тематические группы, где занятия проходят с постоянным составом участников на протяжении всего курса работы).

Для занятий психологу нужно просторное помещение, материалы и инструменты для создания шедевров. Руководителю творческого процесса нужно тщательно продумать рабочее место для каждого участника.

Во время занятий руководитель творческой студии создает максимально комфортную для участников атмосферу. Для этого можно использовать аудиозаписи со звуками природы, теплые источники искусственного освещения.

Этапы занятия

Обязательными этапами занятия являются:

  1. Вводный этап, на котором психолог устанавливает контакт с участниками, настраивает людей на предстоящую деятельность. Ведущий сообщает группе цели данной встречи, предлагает на выбор техники работы.
  2. Этап непосредственного творчества. На данном этапе участники группы погружаются в атмосферу творчества. Прислушиваясь к себе, своим внутренним ощущениям, они заняты процессом создания шедевра в той или иной технике. Ведущий поддерживает обратную связь с группой через вопросы, разрешение проблемных ситуаций, комментирование отдельных моментов.
  3. Этап обсуждения процесса и результата работы. На данном этапе участники демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями, задают вопросы ведущему или же отвечают на его вопросы. Психолог в индивидуальном порядке дает рекомендации каждому участнику, подводит итог занятия.

Принципы

А. Хилл утверждал, что терапевт при организации сессий по арт-терапии должен соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип субъективного отношения. Терапевт должен относиться к каждому участнику сессии как к активному субъекту, как к личности. В ходе творческого процесса каждый участник группы является творцом, поэтому неуместно говорить об ошибках в рисунке или поделке человека. Руководитель группы не является учителем для участников, не навязывает им свое видение и свои идеи. Он всего лишь помогает людям познавать самих себя. Он не планирует учить клиентов работать по образцу. Метод арт-терапии заключается в создании уникальных работ, неповторимых образов, отражающих индивидуальность каждого участника группы.
  2. Принцип активности. Руководитель группы стимулирует инициативность и активность участников. Для того, чтобы у психолога была возможность помочь человеку разобраться с собственными эмоциями и чувствами, нужно, чтобы клиент активно принимал участие в творческой деятельности.
  3. Принцип чувственной наглядности. Данный принцип предписывает терапевту создать на занятии такие условия для творчества, в которых были бы задействованы все анализаторные системы.
  4. Принцип обратной связи. Важным этапом занятий является обсуждение процесса и результата творческого погружения. В ходе группового обсуждения психолог анализирует результативность данного занятия, отмечает динамику в эмоциональном состоянии участников группы, планирует дальнейшую работу с участниками.
Читайте также  Закон Йеркса-Додсона о правильной мотивации

Примеры упражнений по арт-терапии

Примеры упражнений по арт-терапии

Для лучшего понимания арт-терапии как метода психокоррекции, приведу примеры нескольких упражнений.

  1. Упражнение «Аватар». Его цель – создание условий для понимания своего эмоционального состояния, осознания своих сильных и слабых сторон. Человека просят нарисовать портрет, который отражал бы свойства его личности и настроение. Материалы для создания образа «Я» автор портрета выбирает сам.

Данное упражнение подходит юношам и девушкам, которые стоят перед выбором жизненного пути.

  1. Упражнение «Дорога жизни». Цель упражнения – коррекция жизненных установок личности. Психолог просит клиента нарисовать дорогу жизни. Для этого индивиду требуется вспомнить свои достижения и неудачи, взлеты и падения. На рисунке эти ключевые моменты нужно обязательно обозначить. Когда рисунок закончен, психолог задает человеку следующие вопросы:
  • Вам нравится эта дорога?
  • Хочется продолжить путешествие по этому маршруту?
  • Возникает желание свернуть с этого пути? Если да, то почему?

Далее автору рисунка предлагают дополнить дорогу теми элементами, которые ждут за поворотом. Так психолог приводит человека к целеполаганию и определению целей на ближайшее будущее.

  1. Упражнение «Цветок». Цель упражнения – создать условие для самораскрытия детей. Психолог просит ребенка закрыть глаза и представить себе очень красивый цветок. После этого специалист начинает расспрашивать ребенка о внешнем виде цветка, о его свойствах, месте произрастания. Ответы ребенка отражают его личностные черты, дают психологу информацию об актуальном уровне психоэмоционального развития.
  2. Упражнение «Притча». Цель этого упражнения – мотивация человека к деятельности, стимулирование активности, самопрограммирование на успех. Это упражнение можно сделать самостоятельно дома. Необходимо взять текст любимой притчи или доброй сказки. В течение 3 минут нужно ее читать и выписывать в столбик те слова из текста, которые находят в душе эмоциональный положительный отклик. По истечению времени, отведенного на работу с текстом, из получившегося списка нужно выбрать 5-7 самых ярких слов и составить из них фразу, которая станет жизненным девизом на ближайшее время.

Преимущества и недостатки

Чем полезна арт-терапия? Преимущества арт-терапии:

  • с точки зрения возрастной психологии, метод является универсальным;
  • метод безопасен в использовании;
  • методика открывает для психологов глубины бессознательных структур личности;
  • есть возможность применения методики в домашних условиях;
  • это прекрасный инструмент для проработки как негативных переживаний, так и позитивных эмоций;
  • для тревожного, измученного переживаниями клиента это сублимация;
  • для людей с заниженной самооценкой несомненным плюсом арт-терапии является обретение уверенности в себе;
  • методика позволяет отчаявшимся людям вновь обрести смысл жизни, научиться жить в гармонии с собой, приносить окружающим пользу;
  • метод является эффективным при купировании немотивированной агрессии и аутоагрессии;
  • интересным и исцеляющим в арт-занятиях является не только процесс создания работы, но и результат – законченное произведение искусства.
Упражнения и техники арт-терапии приносят огромную пользу, но критики данного подхода отмечают, что у арт-терапии есть и недостатки: эта технология работы абсолютно неприменима к консервативным личностям и скептикам!

Мой опыт использования арт-терапии

В своей работе я использую арт-терапию в основном с подростками с целью коррекции их эмоционально-волевой сферы. На первых сессиях я сталкиваюсь с такой проблемой, как желание подростков следовать стереотипам, действовать по инструкции, пользоваться трафаретами.

Способность к творчеству у них блокируется желанием соответствовать продиктованным требованиям взрослых. Как только удается разрушить внутриличностные блоки, тут же выплескивается наружу вся гамма чувств, которые юноши и девушки старательно прячут от посторонних глаз (да и от самих себя тоже).

Сами участники группы на этапе обсуждения с удивлением сообщают о необыкновенной легкости, которая вдруг возникла в душе. Конечно, носить в себе клубок запутанных чувств и переживаний очень тяжело. А тут еще гормональные бури, кризис пубертата, первая любовь…

Работая с закрытой группой, я замечаю, что творчество меняет подростков. Они становятся выше в моральном и духовном плане. К концу занятий многие отказываются от экстравагантного стиля в одежде, демонстративной модели поведения, жаргонных словечек.

На мой взгляд, арт-терапия – это универсальный проводник между душой и телом, между сердцем и разумом. Когда мои клиенты жалуются на усталость, апатию, неудовлетворенность собственной жизнью, я советую им остановиться и прислушаться к своей душе. Ускоренный темп современной жизни не позволяет душе раскрыться, поэтому иногда нужно взять тайм-аут. Временная пауза в делах – это не роскошь, это необходимое условие сохранения психического здоровья.

Заключение

Исцеление творчеством – это относительно новое направление работы психологов и психотерапевтов. Эту технологию специалисты используют как самостоятельный метод психокоррекционного воздействия. Также элементы арт-методик могут применяться воспитателями и учителями в ходе организации образовательно-воспитательного процесса.

Это перспективное направление психологии в последние годы стремительно расширяется: появляются новые техники работы, требующие использования нетрадиционных материалов. Совсем недавно арт-терапию использовали только в психологических центрах, а сегодня этот метод проникает в самые разные сферы человеческой деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector