Как удовлетворить потребность в самореализации

Что такое самореализация

Потребность в самореализации есть у каждого человека, т. к. она заложена природой.  Под самореализацией понимается процесс, в ходе которого человек осознает присущие ему задатки, определяет имеющийся потенциал или талант и пытается воплотить их в каком-либо виде деятельности. Стремление к самовыражению заставляет людей искать свое место в обществе, наиболее эффективным образом используя, применяя свои способности. Если человеку удается это сделать, он получает наиболее полное удовлетворение от жизни.

Что такое самореализация

Самореализация — это жизненная позиция, которая предполагает совершение активных действий к тому, чтобы не только развить свои природные способности, но и применить их в наиболее подходящем виде деятельности. Человек максимально использует свои внутренние ресурсы, при этом не имеет значения, полезны ли они обществу или же являются антисоциальными.

Потребность в самореализации

Самореализация

Под самовыражением понимают желание индивида найти свое место в обществе, наиболее полно раскрыть имеющиеся личностные качества, применить знания, умения и навыки, осуществить замыслы. Процесс сопровождается стремлением оказаться лучшим, почувствовать удовлетворение от достигнутого положения. Данный вид потребности относят к самой высокой из всех, что свойственны человеку.

Основу самореализации составляет признание и самоутверждение. Для человека важен не только процесс, в ходе которого он может проявить все то, чем обладает, но также важно завоевать высокую оценку окружающих. Ему необходима обратная связь от людей, с которыми ему приходится сталкиваться.

Чтобы понять, сумел ли человек реализовать себя, он устанавливает критерии. Например, для врача таким признаком может стать количество пациентов, которым он вернул здоровье. Важным является не поддержка коллег, а оценка тех, кому была оказана помощь.

Если человек сумеет развить свои способности и найти им нужное применение, общество признает его как состоявшуюся личность.

Потребности низшего уровня

Все желания человека имеют строгую иерархию. Ее основу составляют потребности низшего уровня. И пока их не удастся удовлетворить полностью или частично, перейти на более высокий уровень не получится.

На низшем уровне располагается стремление к удовлетворению физиологических потребностей, т. е. удовлетворение голода, жажды, сексуального желания, обретение крова и т. д. Затем человеку необходимо ощутить себя в безопасности, почувствовать в себе необходимое количество силы, здоровья и других важных ресурсов. На этом уровне люди создают семейные связи, стараются спрогнозировать будущее, составляют планы и пробуют их придерживаться.

Социальные потребности тоже относятся к низшему уровню. Вследствие их удовлетворения у человека возникает чувство сопричастности к социуму или принадлежности к какой-либо группе людей. Затем следует желание обрести уважение, признание, самоутвердиться среди того класса, мнение которого является для индивида важным.

Если желания, возникшие на низшем уровне, были удовлетворены хотя бы частично, у человека возникают потребности более высокого, духовного уровня.

Потребности высшего уровня

Реализация потребностей

После того как индивид смог получить удовлетворение от реализации желаний низшего уровня, ему удалось получить поддержку или уважение окружающих, рост его потребностей начинает увеличиваться в соответствии с имеющимися возможностями.

Но развитие человека возможно только в случае, если ситуация остается стабильной. Если она резко меняется, то и потребности претерпевают изменения. Работник, который рискует потерять место, перестает беспокоиться о социальных наградах в виде уважения или высокой оценки руководства, для него становится менее важным раскрытие собственных возможностей в деятельности. В этом случае внимание сосредотачивается на желании сохранить безопасность положения (не потерять работу) или же переключается на физиологические нужды.

Если же работник знает о том, что угрозы лишиться места нет, он стремится завоевать признание у начальства, активно включается в деятельность, применяя все свои способности и знания.

Человек не может почувствовать полного удовлетворения своих потребностей. Как только удалось реализовать одно желание, его место занимает другое. Поскольку основой являются нужды низшего уровня, их необходимо удовлетворять постоянно.

Условия самореализации

Процесс самореализации может быть запущен только в случае, если имеется ряд необходимых факторов, влияющих на него. Так, важными являются такие понятия, как воспитание и культура человека. Сильное воздействие исходит со стороны общества или отдельной социальной группы, в которой находится индивид. Под влиянием, которое испытывает ребенок, формируются важные черты характера, выделяются жизненные принципы, культура поведения и определяется мотивация.

Читайте также  Как стать уверенным в себе ?

Удастся ли человеку реализовать себя, зависит от того, какие стереотипы господствуют в обществе, каких традиций оно придерживается. Например, большим препятствием в реализации потенциала женщины составляют гендерные стереотипы.

Другим важным аспектом, влияющим на самовыражение, выступают личностные особенности индивида. Залогом успеха в достижении цели часто становится ощущение свободы в действиях, самостоятельности, контроля над своей жизнью и личной ответственности за нее. Если человеку свойственна гибкость мышления, восприятия, он обладает высоким уровнем адаптации к меняющимся жизненным условиям, он быстрее сможет достигнуть своих целей.

Врожденные качества, задатки имеют такое же значение, что и приобретенные, например: уверенность в себе, инициативность, решительность, энергичность, трудолюбие и др.

Возможность самореализации

Возможности самореализации

Возможность самовыражения может быть реализована сразу в нескольких видах деятельности. Например, успехи в карьерном росте нередко сопровождаются наличием интересных увлечений или же крепкими семейными отношениями.

Любая деятельность, в которую включается человек, предполагает наличие целей, в результате чего складывается система ориентирования в долгосрочном временном отрезке. Следствием этого становится выработка стратегии, которую условно делят на 3 типа:

  1. Первый тип — это стратегия жизненного успеха, основу которого составляет стремление обрести комфортные условия для жизни.
  2. Второй тип — это стратегия успешности, которая сопровождается желанием расти в области карьеры.
  3. Третий тип — стратегия самовыражения, которая сопряжена с потребностью развить свое творческое начало и применить его в некоторых видах деятельности.
Возможности для самореализации не у всех людей одинаковы. Многое определяется средой. Например, человек, живущий в период кризиса, борется за существование, поэтому выбирает первый тип стратегии. В социуме, где налажена рыночная экономика, люди выбирают второй тип и т.д.

Процесс самореализации личности

Успех самовыражения во многом обеспечивает саморазвитие. Самореализация неотделима от духовно-практического процесса. Так, учитель должен находиться в непрерывном нравственном самосовершенствовании, которое обеспечивает постоянство развития его творческих способностей. Саморазвитие предполагает изменение индивида, при котором имеющееся «Я» стремится к «Я» совершенному.

Для этого людям следует постоянно ставить перед собой цели, прислушиваться к своим желаниям, придерживаться стремлений, однако соотносить последствия их реализации с требованиями окружающих. Если пренебрегать интересами социума, не пытаться придать действиям социальную направленность, личность будет испытывать деструктивное воздействие.

В ходе самосовершенствования личность может оказаться на разных уровнях:

  1. Агрессивное непринятие того вида деятельности, что она осуществляет. Индивиду не нравится то, чем он должен заниматься, но он вынужден это делать.
  2. Желание уклониться от трудовой деятельности. При таком подходе люди меняют сферу своей деятельности, выбирают другую профессию.
  3. Пассивное восприятие. Работа выполняется по шаблону или модели.
  4. Стремление улучшить некоторые элементы работы.
  5. Желание совершенствовать деятельность, максимально применяя свои умения и навыки. Этот уровень часто называют творческим или изобретательным.

Самосовершенствование

Имеется и другая классификация, согласно которой человек может находиться на низком или среднем уровне самореализации. В первом случае он пассивно выполняет предложенную работу, во втором — пытается проявить индивидуальность. Средний уровень и уровень реализации ролей включают моменты личностного роста. При высоком — человек видит в своей работе смысл жизни.

Способы самореализации

Заложенное природой стремление к самореализации заставляет индивида искать наиболее подходящие способы это сделать. Понять себя возможно только в случае, если находиться в непрерывном взаимодействии с окружающими и выполнять какой-либо вид деятельности.

Необходимо стремиться к осознанию себя, раскрытию собственного потенциала, определять свои слабые и сильные стороны, стараясь укреплять последние. Все это приведет к принятию личности и будет способствовать наиболее полному ее раскрытию и последующему развитию.

Выбирать деятельность надо исходя из духовных предпочтений, а не придерживаясь представлений, имеющихся в обществе. Так, нередко люди занимаются той работой, которая приносит больший доход, но не дает удовлетворения в духовном плане.

Реализовать себя можно только в случае, если ставить перед собой цели, которые определяются внутренним желанием заниматься тем, что нравится. Если индивид понимает, что любые преграды и препятствия в процессе его работы преодолимы, он находится в непосредственной близости от самореализации. Ошибки — есть неотъемлемая часть опыта, они способствуют росту личности.

Цели самореализации

В каждом возрастном периоде индивид может ставить перед собой разные задачи в саморазвитии. Так, в детстве он раскрывает свои интеллектуальные и духовные способности, ищет себя, учится взаимодействовать с окружающими. На юность приходится выбор сферы деятельности, продолжается интеллектуальное развитие, человек пытается устроить личную жизнь.

Читайте также  Саморазрушение личности: характерные проявления, как спасти себя

На период зрелости приходится самоутверждение в сфере деятельности и отношениях. Однако есть те процессы, которые остаются непрерывными на протяжении всей жизни.

Целью самореализации является получение удовлетворения от саморазвития и связанных с ним изменений. Самовыражение — путь к обретению счастья. Если пренебречь им, то жизнь превратится в существование и не даст возможности испытать глубокие положительные переживания.

Проблема самореализации

Существует целый ряд проблем, препятствующих эффективному процессу самовыражения. Так, первой из них является несоответствие желаемого с действительностью. Например, молодой человек выбирает высокооплачиваемую работу, а не ту, что ему нравится. Другая проблема состоит в том, что часто люди не прислушиваются к собственным желаниям, не стремятся анализировать свои чувства, любыми способами избегают усилий, которые необходимо прилагать для саморазвития.

Проблемы самореализации

Сильное влияние стереотипов тоже негативно влияет на попытки самовыражения. Кроме того, тяжелые экономические условия, в которых проживает большая часть людей, препятствует выходу на более высокий уровень удовлетворения потребностей.

Рассмотрим теории потребностей

Существует несколько теорий потребностей.

Теория иерархического построения потребностей Маслоу

пирамида потребностей маслоу

Маслоу предполагал, что каждая потребность удовлетворяется в некоторой степени. Он предложил такой расклад:

  • физиологические — 80-85%;
  • безопасность и чувство защищенности — 70-75%;
  • любовь и ощущение принадлежности — 45-55%;
  • самоуважение — 40-45%;
  • самореализация — 10%.

Схема условна и при индивидуальном подходе меняется. Так, существуют люди, для которых потребность в самоуважении является более ценной, чем чувство любви.

Маслоу утверждал, что поступками людей не всегда управляет экономический интерес, но часто мотивы их действий обусловлены такими нуждами, которые невозможно удовлетворить деньгами.

Теория мотивации труда по Альдерферу

Альдерфер выделяет потребности существования, необходимость социальных связей и желание роста. Согласно его идеям, чем меньше удовлетворены у индивида нужды существования, тем сильнее они проявляются. Слабые социальные потребности влекут за собой усиление действия нужд существования и т. д. Применяя эти принципы, Альдерфер предлагал формировать мотивацию работников. Так, при удовлетворенности социальных потребностей следует давать возможность потребностям роста. Если же они выражены слабо, надо поддержать желания социального характера.

Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора

Мак-Грегор выделил 2 подхода в управлении, условно назвав их «Теория X» и «Теория Y». Первый стиль руководства предполагает авторитарность руководителя, жесткий контроль за работой сотрудников. В основе второго подхода лежит демократичность, т. е. ряд полномочий передается работникам, идет работа над улучшением отношений в коллективе, учитывается мотивация людей, их особенности. Исходя из качеств отдельно взятого человека, работающего на предприятии, следует применять разные подходы.

Теория двух факторов Фредерика Герцберга

По теории Герцберга, на мотивацию сотрудников влияет гигиенический фактор, включающий совокупность условий, при которых работник не получает удовлетворения. Часто это обусловлено политикой компании, отношениями с руководством, условиями труда и его оплатой. Другой фактор был назван «мотиватором». Благодаря такому подходу у сотрудников повышается мотивация к труду, они получают удовлетворение от своей деятельности, вследствие возможности продвижения по службе, личностного роста, признания со стороны коллег и руководства, хорошей оплаты и т. д.

Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера

Описать модель Портера — Лоулера можно следующим образом: чтобы получить некоторые результаты в работе и вознаграждение за них, сотрудник прилагает усилия, которые определяются его способностями, знаниями, опытом и уровнем квалификации. Чем выше будет оплата, тем больше будет приложено усилий. Большое значение имеет то, насколько работник осознает свое значение в процессе деятельности.

Ученые пришли к выводу, что результативный труд принесет удовлетворение. Ранее считалось, что результат зависит от того, удовлетворен ли человек изначально. Теория Портера и Лоулера помогла в исследовании мотивации человека.

Читайте также  Что такое релаксация ?

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда

Мак-Клелланд выделял потребности достижения, соучастия и желание в обретении власти. Сочетание этих желаний определяет мотивацию работника. Если знать, чем руководствуется сотрудник, можно эффективнее его использовать, предлагая задачи, решение которых ему подойдет.

Творческая самореализация

Творческая самореализация

Под творчеством понимается такая деятельность, при которой человеком используются его индивидуальные возможности в какой-либо сфере деятельности. В ходе творческого процесса индивиду удается наиболее полно применить все способности, которые ему присущи. А социально важный результат приведет к самореализации. Творчество является самодеятельностью, в ходе которой создаются материальные и духовные блага.

Для творчества важен не приобретенный навык, а умение решать задачи изобретательского характера или же организационные вопросы. В каждом деле человек может проявить творческий подход.

Творчество — это не умение слагать стихи или писать картины, а выражение особенностей личности, исходя из ее неповторимых черт, характеристик и качеств. Творчество лежит в основе саморазвития, способствуя становлению личностных взглядов на мир.

Профессиональная самореализация

Личностное самовыражение в современных условиях приобретает особо важную роль. К человеку предъявляются высокие требования, на рынке труда сильная конкуренция, обстоятельства жизни побуждают стремиться к росту в выбранной профессии.

Профессиональная самореализация может выражаться внешне и внутренне. Внешняя предполагает различные достижения в деятельности, например, получение повышения, прибавки к заработной плате, успех у окружения и т. д. Внутренняя составляющая состоит в развитии личностных качества, повышении компетентности, расширении знаний, обретении новых навыков и др.

Данный вид самореализации характеризуется непрерывностью, обязательным творческим подходом, постановкой и реализацией целей, раскрытием личностного потенциала и признанием со стороны людей, занимающихся не только этим же видом деятельности, но и занятых в других направлениях.

Эффективное самовыражение возможно будет только в том случае, если деятельность имеет социальное значение.

На самореализацию в профессии сильно влияют личностные черты, например, гибкость мышления и поведения, способность к самоорганизации, обладание коммуникативными навыками, умение работать в коллективе и ряд других.

Самоопределение и самореализация

Самореализация возможна при самоопределении, которое предполагает анализ своих способностей, желаний, наклонностей и т. д. Важным моментом выступает выбор профессии, который часто приводит к разрыву между индивидуальными и общественными интересами. Определиться с предпочтениями часто помогают профориентация и профконсультации. Последние не только помогают выявить предпочтения, но и поддерживают человека в случае, если он встречает препятствие со стороны социума или группы людей.

Исходя из выбора сферы деятельности, человек может планировать свою будущую жизнь, обрести или терять возможность полной реализации.

Самореализация личности

Внутренняя удовлетворенность

Самореализация личности ведется в двух направлениях: выбранной сфере деятельности и в семейной жизни. При этом важно учитывать, что критерием успеха является степень внутренней удовлетворенности человека, а не оценка его достижений со стороны общества. Этот вид самовыражения имеет большое значение для индивида, поскольку способствует его духовному росту, развитию важных качеств.

Возможной она становится тогда, когда человек осознает свои желания.

Самореализация в обществе

Человек находится в зависимости от общества, поэтому в ходе самовыражения ему необходимо создать доверительные отношение с окружающими людьми, которые будут отличаться постоянством. Для достижения успеха в этом деле важными оказываются такие качества, как коммуникабельность, ответственность, эмпатия, инициативность, нравственность и т. д.

Не следует путать социальный успех с социальной самореализацией. Первый не всегда приносит удовлетворение и часто становится возможностью для самоутверждения, тогда как вторая дает ощущение счастья.

Самореализация в жизни

Жизненная самореализация не измеряется количеством заработанных денег или популярностью в обществе. Самовыражение характеризуется раскрытием собственного потенциала и ощущением счастья, которое возникает в ходе работы над собой. Каждый человек вырабатывает свои критерии самореализации. Нередко они существуют сразу в нескольких сферах жизни. Например, человек стремится раскрыть свои таланты, но одновременно создать крепкие семейные отношения, наладить связи с окружающими, получить одобрение для своей деятельности и т. д.

На протяжении всей жизни человек находится в процессе постоянного саморазвития, что дает ему возможность прибегать к самореализации на любом этапе.

Заключение

Человек сможет прожить интересную, полную жизнь, если будет пытаться реализовать свои внутренние потребности, обусловленные талантами и способностями. Не существует стандарта, единственно верного подхода, как это сделать. Каждый решает эту проблему самостоятельно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector