Что такое эффект Тетриса и как игры используют этот феномен

Эффект (синдром) Тетриса – это психологическое явление, характеризующееся изменениями в восприятии мира человеком. Название взято у одной популярной игры-головоломки – «Тетрис», в которой необходимо заполнять игровое поле фигурами разной формы из нескольких кубиков. Трудно найти человека, который в свое время не был увлечен этой забавой, часами пытаясь побить рекорд.

Суть синдрома Тетриса состоит в том, что на жизнь человека и его восприятие мира влияют те занятия, которым он отдает много времени. Разберемся, что такое эффект Тетриса и как игры используют этот феномен.

Что такое эффект Тетриса

эффект Тетриса что это

Длительное погружение в игровой мир способно изменить мироощущение личности. Влияние оказывает любая игра, которой посвящено чрезмерное количество времени. Тетрис является самой изученной игрой, с помощью которой проводились некоторые эксперименты и исследования.

В Сеть постоянно попадает информация о том, что та или иная игра становится причиной проявлений жестокости и агрессии. Особенно это характерно для детей, так как их неустойчивая психика наиболее подвержена влиянию извне. Если в результате длительной игры человек воспринимает мир иначе – он попал под действие эффекта Тетриса.

История исследований

исследование эффекта Тетриса

Игра в Тетрис стала объектом изучения некоторых ученых. В ходе экспериментов геймеры много времени проводили в игровом пространстве, после чего возвращались к реальной жизни.

Некоторое время исследователи за ними наблюдали и выявили ряд особенностей, присущих играющему в Тетрис человеку:

  • восприятие мира аналогично игре;
  • поиск способов упорядочивания предметов;
  • рассуждения о сочетании предметов, собранных вместе.

В редких случаях участники экспериментов подвергались галлюцинациям: им казалось, что с неба падают фигурки, которые нужно соединить вместе. Другим респондентам Тетрис даже снился.

Читайте также  Синдром чужой руки - болезнь доктора Стрейнджлава

В 1991 году был проведен опыт, в ходе которого была исследована активность мозга играющих и не играющих участников. Организатора Ричарда Хайера интересовало, влияет ли повышение уровня сложности на работу мозга. Респонденты прошли МРТ и вот, что удалось обнаружить:

  • у новичков во время игры значительно повышался уровень потребления энергии мозгом;
  • после 8 недель ежедневных игровых сеансов потребление энергии снижалось, а высокая работоспособность мозга оставалась прежней;
  • наиболее опытные игроки тратили меньше энергии на одинаковые задачи.

В 2009 году группа ученых выявила, что регулярная игра в Тетрис способна увеличивать объем памяти. Интересно, что ни у одного из участников экспериментов не наблюдалось негативных последствий из-за Тетриса.

В результате всех проведенных исследований и анализа полученных данных были сделаны интересные выводы. Игра способна изменить и даже исказить восприятие мира, однако для самих геймеров эти изменения не стали открытием. Игра в Тетрис не наносит вреда психике и не доставляет трудностей в привычной жизни, напротив, она оптимизирует работу мозга.

Почему это происходит

Психологи считают, что постоянная игра в Тетрис формирует привычку – и в этом заключается весь секрет синдрома Тетриса. Однако неоднократные изучения результатов МРТ играющих все же доказывают, что игры способны влиять на восприятие окружающей обстановки. Иными словами, явление представляет собой лишь особый тип процедурной памяти.

Именно память позволяет игрокам применять в повседневной жизни навыки, полученные во время игры. Постепенно мозг привыкает к новой нагрузке и со временем начинает выполнять рутинную деятельность «на автопилоте», сохраняя силы для более энергозатратных дел.

Примеры использования эффекта

Примеры использования эффекта Тетриса

Синдром Тетриса используется разработчиками современных игр с целью привлечения как можно большего количества пользователей. В индустрии игр крутятся огромные деньги, а удержаться на плаву без клиентов нельзя. Сделать игру платной – не единственный способ заработать. Во всех играх на смартфонах присутствует реклама: чтобы ее разместить, платят деньги; чтобы ее отключить, тоже платят.

Читайте также  Перенос в психологии: примеры, как проработать

Создатели стараются сделать игру запоминающейся, чтобы геймер постоянно о ней думал и возвращался на платформу. Это может быть похоже на транс, когда человек каждую свободную минуту погружается в игру и «выпадает из реальности».

Пользователь вышел из игры, занимается привычными делами, но в один момент бросает их и достает телефон. Сейчас это не редкость, потому что во многих играх нужно вовремя собрать урожай, атаковать противника, получить бонусы и так далее.

Завлечь игрока надолго и по возможности заставить его платить за определенные бонусы или отсутствие рекламы – вот главная цель «игровых магнатов».

Заключение

Изначально эффект Тетриса не несет в себе ничего плохого. Конкретно эта игра улучшает память и скорость работы мозга. Однако новые игры все сильнее затягивают пользователей и заставляют их подолгу выполнять задания, проходить квесты или решать головоломки. Скачивая очередную игру убедитесь, что реальная жизнь в порядке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector