Когнитивный диссонанс – что это такое, примеры из жизни

Когнитивный диссонанс – это рассогласованность опыта (знаний) и действий (реальности) человека, противоречие двух значимых альтернатив. Хотя бы один раз с этим сталкивался каждый из нас. Например, когда мы пытаемся решить знакомую задачу привычным путем, но почему-то ничего не получается. «Не знаю, почему так», «Сам не верю своим глазам», «Не понимаю, почему не работает, все нормально должно быть» – такими и подобными фразами люди описывают состояние когнитивного диссонанса. Давайте узнаем подробнее, что такое когнитивный диссонанс, и разберем, что это значит на примерах из жизни.

Определение понятия

что такое когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс – что это такое в психологии? Простыми словами – это психическое состояние, при котором человек испытывает дискомфорт, связанный с внутренним противоречием. Название образовано от двух латинских слов: cognitiо, что переводится как «познание, знание», и dissonantia, что в переводе означает «несоответствие». Таким образом, когнитивный диссонанс – это конфликт, который возникает между реальностью и знаниями (опытом, убеждениями, ценностями) человека. Это то, что не укладывается в систему представлений о мире, людях, устройстве вещей.

Когнитивный диссонанс бывает разным. Например, если человек смотрит на зеленый квадрат, а ему говорят, что это красный круг, то в сознании субъекта возникает внутренняя рассогласованность. Или диссонанс возникает в ситуации, когда друг рассказывает всему миру секрет приятеля. Такое поведение не соответствует его представлениям о дружбе.

В некоторых случаях когнитивная рассогласованность принимает форму моральных дилемм. Например, когда врачу нужно спасать жизнь террористу или когда психолог узнает от клиента, что тот уже спланировал чье-то убийство. С одной стороны врач давал клятву Гиппократу, а психолог обязан хранить тайну клиента. С другой стороны, оба пациента опасны для общества, а их действия не укладываются в систему ценностей и морали специалистов.

В состоянии когнитивного диссонанса человек испытывает дискомфорт. Он проявляется тревогой, напряжением. Человеку кажется, что он совершенно не контролирует свою жизнь, находится в опасности. В некоторых случаях когнитивный диссонанс трансформируется в затяжной внутренний конфликт, например, когда человек каждый день идет против самого себя, родных, друзей, общества («Не таким меня мама растила», «Не об этом я мечтал», «Не так я себе представлял свою жизнь»).

Обратите внимание! Для психического здоровья крайне важно соответствие действий, мыслей, желаний, потребностей и убеждений. Важно, чтобы во внутреннем мире человека все было гармонично, и каждый элемент внутреннего логично и уместно сочетался с внешним миром.

Теория когнитивного диссонанса

Леон Фестингер

Автор теории – американский психолог Леон Фестингер. Он объяснил ее в 1957 году. Изложим тезисно суть теории когнитивного диссонанса:

  1. Два когнитивных элемента (мысли, убеждения, ценности и прочее) входят в противоречие при условии их взаимосвязи (одно следует из другого).
  2. Психологический дискомфорт, возникающий из-за диссонанса, заставляет человека двигаться в сторону консонанса (гармонии) или предпринять действия по уничтожению противоречия.
  3. Если рассогласованность сохраняется, то человек будет избегать любых ситуаций и условий, способных усилить или заново запустить дискомфорт из-за противоречия.
Читайте также  Доска желаний: как правильно сделать карту мечты

книга «Теория когнитивного диссонанса»

Леон Фестингер подробно изложил свою теорию в книге «Теория когнитивного диссонанса». Главная мысль теории: человек всегда стремится к внутренней гармонии.

Фестингер определил несколько вероятных типов отношений между когнитивными элементами. На их основе он назвал несколько форм когнитивного диссонанса. Рассмотрим все по порядку.

Типы отношений между составляющими противоречия:

  1. Обе стороны не относятся или относятся к ситуации, делу, объекту.
  2. Элементы согласованны или несогласованны между собой.
  3. Элементы могут быть изолированными, то есть не имеющими отношения друг к другу.
  4. Части входят в диссонанс из-за того, что каждая из них исключает другую или противоречит ей.
  5. Стороны находятся в консонансе, если одна из них дополняет другую.

Формы когнитивного диссонанса (по условиям возникновения):

  1. Выбор одного варианта из нескольких альтернатив. Диссонанс возникает из-за того, что противоположное решение не ликвидировалось, а отодвинулось в сторону. То есть внутри себя человек продолжает думать о другом возможном решении. Например, девушка выбирает между двумя мужчинами, ухаживающими за ней. Она видит разные перспективы в отношениях с каждым из них и рассматривает это внутри своей системы ценностей. Выбирает одного из мужчин, но ежедневно думает: «Интересно, а вот с тем как бы все сейчас было. А вдруг это он – моя настоящая любовь, а я не поняла этого. Вдруг спустя годы пожалею».
  2. Ситуация выбора, когда в результате принятого решения человек получит наказание или награду. Диссонанс возникает в первом случае, то есть когда выбор приводит к негативным последствиям. Например, мужчина думал признаться девушке в измене или нет. Он хотел признаться, но понимал, что дальнейшее развитие событий имеет два сценария: разрыв отношений или прощение и доверительные, еще более крепкие отношения. С другой стороны, сокрытие информации тоже имеет два сценария: девушка так и не узнает ни о чем, но мужчина продолжит испытывать муки совести или девушка сама обо всем узнает и тут уж разрыва точно не избежать. В итоге мужчина решает признаться и теряет девушку. Он начинает думать, что не надо было говорить об измене.
  3. Осознанное или случайное знакомство с новой информацией. Если новые данные противоречат тому, что уже было известно субъекту, возникает диссонанс. Например, человек узнает о своем товарище что-то неприятное. При этом он уверен, что тот человек, которого он знает, не мог так поступить – это совершенно не похоже на него.
  4. Несогласие с мнением группы. Если один из участников группы выражает мнение, отличное от группы или ее лидера, то у остальных членов группы возникает когнитивный диссонанс. Например, сын говорит, что не хочет быть врачом, как настаивают родители, а решил стать строителем. Остальные члены семьи и сами родители входят в состояние когнитивного диссонанса: «Как так, как он смеет идти против семьи, ослушаться родителей?!».
Интересно! Теория Фестингера подвергалась жесткой критике. Ее обвиняли в сомнительности и неоднозначности терминов и трактовок тезисов, искусственности и неэтичности экспериментов, слабой валидности, чрезмерной обобщенности. Однако до сих пор на эту теорию опираются, правда, уже не проводят исследований на ее основе.

Несмотря на острую критику, теория помогла психологии сделать несколько важных выводов об особенностях поведения людей:

  1. Чем больше человек входит в группу, тем авторитетнее она для него становится.
  2. Люди предпочитают отказаться от того, что причинило им боль, и возненавидеть это, вместо того, чтобы принять это как ценный опыт.
  3. Люди склонны оправдывать себя и избегать личной ответственности, ссылаясь на недостатки других («Все так делают»).
  4. Люди с разными взглядами склонны по-разному интерпретировать одни и те же факты. Чтобы избежать диссонанса, человек акцентирует внимание на том, что поддерживает его позицию, а остальное он не замечает.
  5. Если человек вынужден причинить боль другому, то он склонен унижать побежденного. Это позволяет избежать когнитивного диссонанса.
  6. Если человек вынужден поступать несправедливо, то он убеждает себя в том, что другие сами виноваты, заслужили такое отношение. Аналогично если человек не может кому-то помочь, то он убеждает себя, что такова судьба этих людей, что они сами выбрали бедную и несчастную жизнь.
Читайте также  Самоирония — как научиться смеяться над собой

Очень часто человек избавляется от когнитивного диссонанса при помощи рационализации. Это защитный механизм, при котором субъект находит рациональное объяснение, оправдание тому, что не укладывается в его голове. Например, дети, подвергшиеся насилию со стороны родителей, убеждают себя, что это за дело или во благо. Даже став взрослыми, они оправдывают это такими фразами: «Отец хотел из меня человека сделать», «Зато человеком нормальным вырос. Мало били, еще надо было».

Вероятные причины

Человек сталкивается с новой ситуацией

Можно назвать две главные причины появления когнитивного диссонанса:

  1. Человек сталкивается с чем-то новым для себя (ситуация или знание). В народе про такое говорят: «К такому меня жизнь не готовила».
  2. Выбор меньшего из зол. В мире нет ничего совершенного, все имеет светлую и темную сторону. Отдавая предпочтение чему-то одному, мы принимаем его недостатки, опасности, риски и прочее. Выходит, что правильного и исключительно хорошего выбора не может быть. Это и порождает в нас когнитивные споры.

Кроме того, диссонанс возникает на фоне противоречия понятий и убеждений одного человека или в ситуации, когда убеждения (интересы, потребности, желания, ценности) личности противоречат общепринятым нормам и правилам.

Как избавиться от когнитивного диссонанса

изменить свои поступки

Каждый человек периодически оказывается в состоянии рассогласованности. Возникает вопрос: нужно ли от этого избавляться и если да, то как? А также мучает вопрос: опасно ли это? Все зависит от особенностей диссонанса (направленность, масштаб) и от состояния человека. Если субъект испытывает явный и затяжной дискомфорт, который мешает нормально жить и функционировать, то с противоречием нужно бороться. Лучше, конечно, в любом случае как можно быстрее вернуть себе стабильность, а жизни логику.

Как же избавиться от когнитивного диссонанса? Существуют три пути, позволяющие избавиться от дискомфорта:

  1. Изменить свои поступки, действия.
  2. Скорректировать имеющиеся знания и понятия. Принять факты такими, какие они есть.
  3. Игнорировать новую информацию относительно того, что вызывает диссонанс.

Простой пример из жизни: человек, злоупотребляющий алкоголем, осознает, что это опасно для здоровья и порождает конкретные психологические проблемы в его жизни. Возникает когнитивный диссонанс. Как его можно решить:

  1. Бросить пить, то есть изменить действия и привычки, образ жизни.
  2. Убедить себя, что не так уж алкоголь и вреден для здоровья, а даже полезен (один бокал вина перед сном). Объяснить происхождение жизненных проблем влиянием другого фактора.
  3. Продолжить пить и игнорировать любую информацию о вреде алкоголя, не замечать проблем в жизни и со здоровьем.
Читайте также  Психологический дискомфорт: причины появления, методы борьбы

Как вы могли заметить, когнитивный диссонанс бывает неплохим мотиватором к развитию личности, выходу из зоны комфорта, улучшению качества жизни. Как правило, это так в том случае, если человек выбирает первый вариант выхода из диссонанса.

Интересно! Какое бы решение не принял человек, после выхода из диссонанса оно кажется более привлекательным. Это нужно для того, чтобы не оставалось сомнений в правильности выбора, чтобы снова не возник диссонанс.

Примеры когнитивного диссонанса из жизни

скрывает от близкого человека важную информацию

Опишем простыми словами феномен когнитивного диссонанса на примерах. Приходилось ли вам говорить: «Я знаю, как нужно поступить, но я не хочу это делать»? Например:

  1. Родственники решили устроить большой семейный обед, но вы в силу личных причин (воспоминания, детские обиды и другое) не хотите туда идти.
  2. Вы что-то скрываете от близкого человека и понимаете, что лучше обо всем рассказать, но боитесь.
  3. Вы работаете 2/2 на ненавистной, но стабильной работе, отказываясь от своих истинных желаний и талантов.
  4. Девушка делится со своей подругой переживаниями: «Сама не понимаю, почему меня к нему тянет. Изменяет, внимания не уделяет, оскорбляет. Ведь и внешне в нем ничего особенного. А я все равно без него не могу».

Все это примеры когнитивного диссонанса. Их можно продолжать бесконечно. Это группа бытовых, жизненных противоречий.

Теперь рассмотрим другую группу когнитивных расхождений. В работе и обучении люди часто сталкиваются с феноменом диссонанса:

  1. Вы решаете математическую задачу или что-то изобретаете, используете формулы, просчитываете алгоритмы. Вроде бы все так, но ничего не выходит: изобретение не работает, ответ в задаче неверный. Вы не понимаете в чем дело и снова оказываетесь в состоянии когнитивного диссонанса.
  2. Студент, тщательно готовящийся к экзамену, вытянув билет, не смог ответить ни на один вопрос. Все, что он смог потом проговорить: «Как так? Я же все знал».
Обратите внимание! Когнитивную рассогласованность сложно не заметить. Как правило, это «взрывает мозг», лишает сна, «бесит» и т.д. Человека разрывает на две части. И это ощущается не только психологически, но и физически.

Заключение

«Не знаю, как лучше поступить», «Не понимаю, почему он это сделал», «Не могу определиться» – так обычно люди описывают состояние когнитивного диссонанса. Мы сталкиваемся с этим ежедневно. Отличается только специфика и масштаб дилемм. Избавление от дискомфорта невозможно без выбора. Рано или поздно приходится принимать решение. И теперь вы как никто другой знаете, что в случае с когнитивным диссонансом ничего не делать или делать вид, что все нормально, – это тоже выбор.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector